ru
ua
ru
ua

Акустическая гитара – конструкция и виды

История гитары насчитывает уже почти тысячу лет – первые образцы инструментов с таким названием относятся к XII столетию. Шло время, менялись музыкальные жанры и, соответственно, требования к гитаре и условия ее применения. К концу XIX века стараниями знаменитого испанского мастера Антонио де Торреса появился инструмент, сегодня известный как «классическая гитара».

Но и после этого развитие гитары не остановилось. Современные акустические гитары – это широчайший класс музыкальных инструментов, заметно отличающихся друг от друга конструкцией, размерами, пропорциями, применяемыми материалами и, конечно же, звучанием. Такое разнообразие позволяет любому музыканту выбрать гитару на свой вкус. И хотя в данном случае этот выбор чрезвычайно субъективен, мы постараемся до некоторой степени помочь, рассказав о наиболее распространенных типах акустических гитар, их конструкции и влиянии отдельных элементов на звучание.

Конструкция

Корпус

Как и у любого другого акустического инструмента, корпус гитары является резонатором, преобразующим колебания струн в колебания воздуха – то есть, собственно, звук. Конструкция корпуса в наибольшей степени отвечает за звучание гитары. Разумеется, очень важными являются и звуковые свойства применяемых материалов (древесины) – собственно, этим и отличаются в лучшую сторону дорогие инструменты от дешевых.

Первая по значимости для звучания часть корпуса – верхняя дека. Это тонкая (2-3 мм) пластина, изготовленная, как правило, из древесины хвойных пород (ели или кедра) – этот материал обладает высокой жесткостью при небольшом весе. У подавляющего большинства акустических гитар верхняя дека плоская, но изредка встречается и выпуклая дека, более сложная и дорогая в производстве, но обладающая повышенной жесткостью.

Для того, чтобы верхняя дека не деформировалась под силой натяжения струн, изнутри ее усиливают системой ребер жесткости, называемых пружинами. Помимо повышения прочности, пружины влияют и на резонансные свойства деки – почти у каждого производителя есть собственное мнение насчет оптимальной конфигурации системы пружин, их количества и положения. Одно или несколько резонаторных отверстий (голосников) способствуют передаче колебаний воздуха внутри корпуса гитары во внешнее пространство.

Остальные части корпуса, обечайки и нижняя дека, завершают формирование резонирующей полости. Крепятся между собой они при помощи тонких деревянных реек, изогнутых по форме деталей, и изготавливаются зачастую из палисандра или красного дерева.

Поскольку здесь к материалу требования не такие жесткие, как у верхней деки, то в недорогих инструментах применяются почти любые сорта древесины, а иногда и фанера. Отдельно стоит отметить гитары компании Ovation, нижняя дека и обечайки которых являются одним целым, имеют плавные обводы и изготовлены из синтетического композита – отсутствие параллельных поверхностей в таком корпусе позволило существенно снизить эффект акустической обратной связи при выступлениях с использованием усилительной аппаратуры.

К верхней деке гитары крепится подставка (струнодержатель, бридж), выполняющая сразу три функции: она передает колебания струн корпусу, обеспечивает крепление нижних концов струн и создает требуемое расстояние между ними. В подставке закреплен нижний порожек – пластиковая, металлическая или костяная пластина, служащая опорой для струн.

В зависимости от конструкции конкретной гитары ее корпус может содержать и другие элементы. Например, у гитар среднего и верхнего ценового диапазона внутрь корпуса или в подставку нередко устанавливают пьезоэлектрические или электромагнитные контактные звукосниматели, преобразующие колебания деки в электрический сигнал, и электронику для них (предусилитель, регуляторы громкости и тембра) – такая конфигурация позволяет усиливать звук акустической гитары без дополнительных микрофонов или звукоснимателей.

Часто на корпусе расположены крепления для ремня, позволяющего вешать гитару через плечо. Еще один яркий пример – резонаторная гитара: в верхнюю деку встраивается специальная металлическая мембрана, увеличивающая громкость звучания и придающая ему специфический тембр.

Гриф

Эта часть инструмента предоставляет музыканту возможность управлять высотой извлекаемых звуков. При прижатии струны к ладам (металлическим порожкам, перпендикулярным струнам) ее действующая длина уменьшается, и частота колебаний повышается. Лады закреплены в накладке – пластине из твердой древесины (часто используются палисандр или черное дерево, реже – клен). Накладка часто снабжается инкрустированными метками на некоторых ладах, что облегчает ориентирование в них.

Игра на акустической гитаре

Шейка грифа – основная его часть, отвечающая за прочность. Стальные гитарные струны создают ощутимое усилие при натяжении – его вполне достаточно, чтобы деформировать гриф. Для противодействия этому эффекту шейка грифа усиливается проложенным внутри нее изогнутым металлическим стержнем – анкером. При затягивании регулировочной гайки (которая находится либо под крышкой на голове грифа, либо в передней части розетки внутри корпуса гитары) он стремится изогнуть гриф в обратную от струн сторону. Точная настройка анкера – сложная процедура, требующая аккуратности и внимания.

Головка грифа – противоположная корпусу его часть, на которой устанавливаются колки для регулировки натяжения струн. На стыке головки и накладки расположен пластиковый или костяной верхний порожек, отвечающий за создание необходимого расстояния между струнами, а также требуемой высоты струн над грифом. В некоторых гитарах сразу перед верхним порожком установлен так называемый «нулевой лад», который в этом случае и становится верхней опорой для струн.

Пятка грифа – утолщение в нижней его части, служащее для крепления грифа к корпусу. Чаще всего в акустических гитарах это соединение клееное, но встречаются и винтовые крепления. В моделях верхней ценовой категории применяются сложные соединения «паз-шип» или «ласточкин хвост», образующие очень жесткий механический контакт.

Типы акустических гитар

Как уже говорилось, современные гитары отличаются исключительным разнообразием. Выбрать «самый лучший» тип невозможно – все они создавались для каких-то определенных задач, стилей игры, музыкальных жанров и индивидуальных особенностей музыкантов. Огромное количество этих типов исключает и возможность описать их все в одной статье, поэтому ограничимся лишь наиболее популярными и массово представленными на рынке.

Классическая гитара остается практически неизменной уже более столетия. Популярностью этот вид обязан двум выдающимся музыкантам – Франсиско Тарреге и Андресу Сеговии.

В классической гитаре впервые появляется веерное расположение пружин под верхней декой (до этого предпочтение отдавалось продольным пружинам). Гриф без анкерного стержня, с плоской накладкой. Инкрустация накладки на классических гитарах почти всегда отсутствует – изредка встречаются лишь точки на торце накладки. Резонаторное отверстие украшено орнаментом («розеткой»). Струны на современных моделях нейлоновые, оси колков расположены в двух продольных сквозных пазах в головке грифа. Как правило, на гитарах этого типа девятнадцать ладов, гриф соединяется с корпусом на двенадцатом ладу.

Фламенко-гитара – вариация классической гитары. Отличается чуть меньшими размерами и облегченной конструкцией – тонкой верхней декой, меньшим количеством пружин и зачастую более легкими сортами древесины. Эти меры позволяют получить более яркий тембр и «перкуссионное» звучание, необходимые для исполнения фламенко. Зачастую на верхнюю деку по обе стороны от струн наклеиваются пластиковые накладки, защищающие дерево от царапин и ударов.

Акустическая гитара со стальными струнами (устоявшегося названия не существует, хотя часто встречаются термины «вестерн» или «фолк») обладает более ярким и громким звучанием по сравнению со своими классическими сестрами. Пожалуй, это самый популярный в настоящее время вид. Отличается прочной конструкцией – перекрестной системой пружин и обязательным наличием анкера. Головка грифа, как правило, сплошная, с вертикальным расположением осей колков. Накладка чаще всего имеет выпуклый профиль, количество ладов может варьироваться от 19 до 24.

Гитары этого типа разделяются на несколько подвидов по форме и размерам. Вот основные из них:

  • Grand Concert – самый компактный вариант, прямой потомок классической гитары. Такие инструменты звучат не слишком громко из-за небольшого заключенного в них объема воздуха, зато они удобные и отзывчивые – хорошо передают нюансы звукоизвлечения. Кроме того, небольшие размеры делают их прекрасным выбором для детей и подростков.
  • Grand Auditorium отличается от Grand Concert немного большими размерами при тех же пропорциях и зачастую обладает выпуклой нижней декой. Увеличенный объем корпуса делает их звучание более глубоким и насыщенным без особой потери удобства при игре.
  • Dreadnought – наиболее распространенная на сегодняшний день конструкция. Отличается угловатыми обводами и характерной формой: ближняя к грифу часть корпуса уменьшена, а дальняя – увеличена. Кроме того, глубина корпуса также обычно больше, чем у предыдущих типов. Все это создает дополнительный объем, а значит, и более глубокое звучание с развитыми низкочастотными составляющими.
  • Jumbo – увеличенная версия Grand Auditorium. Имеет сравнимый с «дредноутом» (собственно, создавалась как его конкурент) объем при больших размерах. Обладает более насыщенным звучанием, чем предыдущий тип, однако из-за габаритов на ней довольно сложно играть.

Двенадцатиструнная гитара – наследие эпохи барокко. У таких инструментов струны объединены в шесть пар, при этом у басовых пар настройка производится с интервалом в октаву, а у высоких – в унисон. Подобная конфигурация обладает более богатым тембром по сравнению со стандартной; кроме того, незначительные отличия в высоте нот создают эффект хора.

Гитары всех вышеперечисленных типов, помимо классической формы, могут изготавливаться и с вырезом, облегчающим доступ к верхним ладам. Следует учитывать, что при прочих равных наличие выреза уменьшает объем резонатора гитары, и это (вместе с иначе организованной системой пружин) влияет на звук инструмента.

Девушка с акустической гитарой

Итоги

Как видите, за термином «акустическая гитара» могут скрываться совершенно разные инструменты. Количество вариантов конструкций просто огромно, и каждая гитара имеет свои уникальные особенности, подходящие для различных задач. Помните, что ключ к удачному выбору – хорошее понимание своих потребностей.

Хорошего вам звучания и удовольствия от игры на новом инструменте!

Вам понравилась статья?

0
Популярное
Что такое конвекция в духовке, и как она работает
Лучшие смартфоны для подарка в 2021: ТОП-5 моделей телефонов
Как выбрать пульсоксиметр
Лучшие фитнес-браслеты 2021: ТОП-5 моделей