ru
ua
ru
ua

Акустическая гитара – конструкция и виды

История гитары насчитывает уже почти тысячу лет – первые образцы инструментов с таким названием относятся к XII столетию. Шло время, менялись музыкальные жанры и, соответственно, требования к гитаре и условия ее применения. К концу XIX века стараниями знаменитого испанского мастера Антонио де Торреса появился инструмент, сегодня известный как «классическая гитара».

Но и после этого развитие гитары не остановилось. Современные акустические гитары – это широчайший класс музыкальных инструментов, заметно отличающихся друг от друга конструкцией, размерами, пропорциями, применяемыми материалами и, конечно же, звучанием. Такое разнообразие позволяет любому музыканту выбрать лучшую акустическую гитару на свой вкус. И хотя в данном случае этот выбор чрезвычайно субъективен, мы постараемся до некоторой степени помочь, рассказав о наиболее распространенных типах акустических гитар, их конструкции и влиянии отдельных элементов на звучание.

Конструкция

Корпус

Как и у любого другого акустического инструмента, корпус гитары является резонатором, преобразующим колебания струн в колебания воздуха – то есть, собственно, звук. Конструкция корпуса в наибольшей степени отвечает за звучание гитары. Разумеется, очень важными являются и звуковые свойства применяемых материалов (древесины) – собственно, этим и отличаются в лучшую сторону дорогие инструменты от дешевых.

Первая по значимости для звучания часть корпуса – верхняя дека. Это тонкая (2-3 мм) пластина, изготовленная, как правило, из древесины хвойных пород (ели или кедра) – этот материал обладает высокой жесткостью при небольшом весе. У подавляющего большинства акустических гитар верхняя дека плоская, но изредка встречается и выпуклая дека, более сложная и дорогая в производстве, но обладающая повышенной жесткостью.

Для того, чтобы верхняя дека не деформировалась под силой натяжения струн, изнутри ее усиливают системой ребер жесткости, называемых пружинами. Помимо повышения прочности, пружины влияют и на резонансные свойства деки – почти у каждого производителя есть собственное мнение насчет оптимальной конфигурации системы пружин, их количества и положения. Одно или несколько резонаторных отверстий (голосников) способствуют передаче колебаний воздуха внутри корпуса гитары во внешнее пространство.

Остальные части корпуса, обечайки и нижняя дека, завершают формирование резонирующей полости. Крепятся между собой они при помощи тонких деревянных реек, изогнутых по форме деталей, и изготавливаются зачастую из палисандра или красного дерева.

Поскольку здесь к материалу требования не такие жесткие, как у верхней деки, то в недорогих инструментах применяются почти любые сорта древесины, а иногда и фанера. Отдельно стоит отметить гитары компании Ovation, нижняя дека и обечайки которых являются одним целым, имеют плавные обводы и изготовлены из синтетического композита – отсутствие параллельных поверхностей в таком корпусе позволило существенно снизить эффект акустической обратной связи при выступлениях с использованием усилительной аппаратуры.

К верхней деке гитары крепится подставка (струнодержатель, бридж), выполняющая сразу три функции: она передает колебания струн корпусу, обеспечивает крепление нижних концов струн и создает требуемое расстояние между ними. В подставке закреплен нижний порожек – пластиковая, металлическая или костяная пластина, служащая опорой для струн.

В зависимости от конструкции конкретной гитары ее корпус может содержать и другие элементы. Например, у гитар среднего и верхнего ценового диапазона внутрь корпуса или в подставку нередко устанавливают пьезоэлектрические или электромагнитные контактные звукосниматели, преобразующие колебания деки в электрический сигнал, и электронику для них (предусилитель, регуляторы громкости и тембра) – такая конфигурация позволяет усиливать звук акустической гитары без дополнительных микрофонов или звукоснимателей.

Часто на корпусе расположены крепления для ремня, позволяющего вешать гитару через плечо. Еще один яркий пример – резонаторная гитара: в верхнюю деку встраивается специальная металлическая мембрана, увеличивающая громкость звучания и придающая ему специфический тембр.

Гриф

Эта часть инструмента предоставляет музыканту возможность управлять высотой извлекаемых звуков. При прижатии струны к ладам (металлическим порожкам, перпендикулярным струнам) ее действующая длина уменьшается, и частота колебаний повышается. Лады закреплены в накладке – пластине из твердой древесины (часто используются палисандр или черное дерево, реже – клен). Накладка часто снабжается инкрустированными метками на некоторых ладах, что облегчает ориентирование в них.

Игра на акустической гитаре

Шейка грифа – основная его часть, отвечающая за прочность. Стальные гитарные струны создают ощутимое усилие при натяжении – его вполне достаточно, чтобы деформировать гриф. Для противодействия этому эффекту шейка грифа усиливается проложенным внутри нее изогнутым металлическим стержнем – анкером. При затягивании регулировочной гайки (которая находится либо под крышкой на голове грифа, либо в передней части розетки внутри корпуса гитары) он стремится изогнуть гриф в обратную от струн сторону. Точная настройка анкера – сложная процедура, требующая аккуратности и внимания.

Головка грифа – противоположная корпусу его часть, на которой устанавливаются колки для регулировки натяжения струн. На стыке головки и накладки расположен пластиковый или костяной верхний порожек, отвечающий за создание необходимого расстояния между струнами, а также требуемой высоты струн над грифом. В некоторых гитарах сразу перед верхним порожком установлен так называемый «нулевой лад», который в этом случае и становится верхней опорой для струн.

Пятка грифа – утолщение в нижней его части, служащее для крепления грифа к корпусу. Чаще всего в акустических гитарах это соединение клееное, но встречаются и винтовые крепления. В моделях верхней ценовой категории применяются сложные соединения «паз-шип» или «ласточкин хвост», образующие очень жесткий механический контакт.

Виды акустических гитар

Как уже говорилось, современные гитары отличаются исключительным разнообразием. Выбрать «самый лучший» тип невозможно – все они создавались для каких-то определенных задач, стилей игры, музыкальных жанров и индивидуальных особенностей музыкантов. Огромное количество этих типов исключает и возможность описать их все в одной статье, поэтому ограничимся лишь наиболее популярными и массово представленными на рынке и расскажем какие бывают акустические гитары.

Классическая гитара остается практически неизменной уже более столетия. Популярностью этот вид обязан двум выдающимся музыкантам – Франсиско Тарреге и Андресу Сеговии.

В классической гитаре впервые появляется веерное расположение пружин под верхней декой (до этого предпочтение отдавалось продольным пружинам). Гриф без анкерного стержня, с плоской накладкой. Инкрустация накладки на классических гитарах почти всегда отсутствует – изредка встречаются лишь точки на торце накладки. Резонаторное отверстие украшено орнаментом («розеткой»). Струны на современных моделях нейлоновые, оси колков расположены в двух продольных сквозных пазах в головке грифа. Как правило, на гитарах этого типа девятнадцать ладов, гриф соединяется с корпусом на двенадцатом ладу.

Фламенко-гитара – вариация классической гитары. Отличается чуть меньшими размерами и облегченной конструкцией – тонкой верхней декой, меньшим количеством пружин и зачастую более легкими сортами древесины. Эти меры позволяют получить более яркий тембр и «перкуссионное» звучание, необходимые для исполнения фламенко. Зачастую на верхнюю деку по обе стороны от струн наклеиваются пластиковые накладки, защищающие дерево от царапин и ударов.

Акустическая гитара со стальными струнами (устоявшегося названия не существует, хотя часто встречаются термины «вестерн» или «фолк») обладает более ярким и громким звучанием по сравнению со своими классическими сестрами. Пожалуй, это самый популярный в настоящее время вид. Отличается прочной конструкцией – перекрестной системой пружин и обязательным наличием анкера. Головка грифа, как правило, сплошная, с вертикальным расположением осей колков. Накладка чаще всего имеет выпуклый профиль, количество ладов может варьироваться от 19 до 24.

Гитары этого типа разделяются на несколько подвидов по форме и размерам. Вот основные из них:

  • Grand Concert – самый компактный вариант, прямой потомок классической гитары. Такие инструменты звучат не слишком громко из-за небольшого заключенного в них объема воздуха, зато они удобные и отзывчивые – хорошо передают нюансы звукоизвлечения. Кроме того, небольшие размеры делают их прекрасным выбором для детей и подростков.
  • Grand Auditorium отличается от Grand Concert немного большими размерами при тех же пропорциях и зачастую обладает выпуклой нижней декой. Увеличенный объем корпуса делает их звучание более глубоким и насыщенным без особой потери удобства при игре.
  • Dreadnought – наиболее распространенная на сегодняшний день конструкция. Отличается угловатыми обводами и характерной формой: ближняя к грифу часть корпуса уменьшена, а дальняя – увеличена. Кроме того, глубина корпуса также обычно больше, чем у предыдущих типов. Все это создает дополнительный объем, а значит, и более глубокое звучание с развитыми низкочастотными составляющими.
  • Jumbo – увеличенная версия Grand Auditorium. Имеет сравнимый с «дредноутом» (собственно, создавалась как его конкурент) объем при больших размерах. Обладает более насыщенным звучанием, чем предыдущий тип, однако из-за габаритов на ней довольно сложно играть.

Двенадцатиструнная гитара – наследие эпохи барокко. У таких инструментов струны объединены в шесть пар, при этом у басовых пар настройка производится с интервалом в октаву, а у высоких – в унисон. Подобная конфигурация обладает более богатым тембром по сравнению со стандартной; кроме того, незначительные отличия в высоте нот создают эффект хора.

Гитары всех вышеперечисленных типов, помимо классической формы, могут изготавливаться и с вырезом, облегчающим доступ к верхним ладам. Следует учитывать, что при прочих равных наличие выреза уменьшает объем резонатора гитары, и это (вместе с иначе организованной системой пружин) влияет на звук инструмента.

Девушка с акустической гитарой

Итоги

Как видите, за термином «акустическая гитара» могут скрываться совершенно разные инструменты. Количество вариантов конструкций просто огромно, и каждая гитара имеет свои уникальные особенности, подходящие для различных задач, ведь какая акустическая гитара лучше для начинающего, какая для профессионала – сложно сказать. Помните, что ключ к удачному выбору – хорошее понимание своих потребностей.

Хорошего вам звучания и удовольствия от игры на новом инструменте!

Вам понравилась статья?

0