ru
ua
ru
ua

Как выбрать велосипед

Судя по тому, что вы решили прочесть эту статью, или хотя бы начать ее читать – вы планируете покупку велосипеда и затрудняетесь с выбором. Многие заблуждаются, думая, что это легкая задача – я тоже таким был и набил на этом пару шишек. Собственно, этот материал призван избавить вас от неприятных сюрпризов. Во всяком случае, теоретически вы будете подкованы.

Для начала

Важно понимать, что вы сможете одинаково хорошо и с комфортом ездить абсолютно на любом велосипеде, при условии правильного подбора размера. Вопрос в том, чтоб определить, как и где вы планируете кататься – это один из главных шагов, предшествующий покупке. Во-первых, это может сильно сузить круг «подозреваемых» и избавить от ненужных неудобств при езде (например, на шоссейном велосипеде по пересеченной местности, для которой он просто не предназначен). А во-вторых, избавит вас от переплат за «фичи», которые вам могут и не пригодиться, такие как амортизированная задняя подвеска при преимущественно спокойной езде по городу.

Если вы еще неопытный велосипедист либо же вообще никогда в жизни не катались, то, вероятнее всего, вам лучше будет начать с простого велосипеда с одной передачей. Так вы сможете исключить сложности при переключении передач и сосредоточить внимание непосредственно на езде, сохранении равновесия и так далее. К тому же такие велосипеды практически не требуют настройки и обслуживания.

Часть 1: Виды велосипедов

Итак, вы определили для себя, где и как вы собираетесь ездить. Давайте теперь разберем, на каком велосипеде вам будет удобней это делать.

Горный велосипед (MTB)

Одно из самых распространенных и универсальных семейств велосипедов – на таком велосипеде можно с одинаковой легкостью перемещаться как по городским дорогам, так и вне их. Однако из самого названия ясно, что основным их назначением является езда по сильно пересеченной местности, горным тропам и так далее. Они обладают усиленной конструкцией, амортизаторами (передним и задним) и широкими покрышками с ярко выраженным протектором. Такой велосипед не сможет развить большую скорость по шоссе.

По назначению горные велосипеды делятся на несколько подвидов:

Велосипед даунхилл

Даунхилл (англ. downhill, DH – скоростной спуск). Велосипеды для скоростного спуска с гор представляют собой двухподвесочные модели с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательным является наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Передвигаться на таком велосипеде по ровному месту или подниматься в гору крайне неудобно. Вес велосипеда достигает двадцати и более килограмм. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают их значительную стоимость.

Велосипед кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) — гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками. Трасса включает в себя как естественные, так и искусственные препятствия. Для кросс-кантри обычно используется горный велосипед с прочной и легкой рамой (с одной или двумя подвесками), с контактными педалями, позволяющими фиксировать ногу велосипедиста, с дисковыми или ободными тормозами.

Велосипед фрирайд

Фрирайд (англ. free ride — свободная езда)  — стиль катания, подразумевающий под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооруженным трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Тут используются горные велосипеды с прочной рамой, передней и задней подвесками большого хода и мощными дисковыми тормозами. Трассы фрирайда включают преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропинкам, проложенным по крутым склонам или по мостикам.

И наконец, велосипеды «общего назначения» (англ. all-round MTB). Средние по цене и самые распространенные горные велосипеды. Эти модели предназначены для умеренно агрессивной езды по дорогам и бездорожью и подойдут большинству велолюбителей, катающихся в свое удовольствие или использующие его в качестве транспортного средства. В основном, это хардтейлы, которые обеспечивают относительно высокую посадку, не нагружающую сильно руки. Есть модели как с мужскими закрытыми, так и женскими открытыми рамами. Обычно тут предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования – крылья, багажник, подножка и т.д.

Шоссейный велосипед

Такой велосипед сконструирован для скоростной езды по хорошим асфальтированным дорогам. От других видов велосипедов его отличает особая конструкция руля (так называемые «бараньи рога») позволяющей менять хват; низкая, растянутая посадка для улучшения аэродинамики; передачи с низкими передаточными отношениями; легкая, но жесткая рама и узкие покрышки высокого давления. Амортизационные подвески тут не используются ввиду их большого веса и поглощения энергии при активном педалировании.

Городской велосипед

Предназначен для комфортного и неспешного катания по асфальтированным улицам. Он обладает высокой посадкой, что разгружает руки и позволяет сидеть прямо, при этом не чувствуя напряжения. Широкое седло также способствует расслаблению. Такой велосипед отличают большие колеса (28», 622 мм), шины средней толщины и обычно ножные тормоза. В комплект часто входят крылья, багажник, различные полезные атрибуты и даже электрооборудование. За ним не придется особо ухаживать, поскольку все наиболее изнашиваемые механизмы спрятаны внутрь. Более того, производители часто устанавливают защиту цепи и защиту от попадания ног в колесные спицы. Разновидностей городского велосипеда много, встречаются диковинные конструкции с колясками для детей, приспособлениями для езды по лестницам – кому как удобно. Расслабленный, немного вальяжный чоппер и гламурный круизер – из того же порядка.

Городской велосипед

BMX

Велосипедный мотокросс или BMX (англ. Bicycle Motocross или Bicycle Moto eXtreme) — одна из дисциплин велосипедного спорта, для которой используется тип велосипеда под одноименным названием.  Это велосипеды очень компактных, «детских» размеров, предназначенные не для езды, а для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для этого он снабжен 20-дюймовыми колесами с 48 спицами, пегами (специальные упоры по торцам осей колес), а особый механизм позволяет вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков.

Часть 2: Конструктивные особенности

Тип и размер рамы

Различают несколько типов велосипедов, отличающихся между собой по конструкции:

Ригид (англ. rigid – «жесткий») – конструкция такого велосипеда не предусматривает амортизации. Применяется в шоссейных, городских и велосипедах BMX.

Хардтейл (англ. hardtail – «жесткий хвост») – особенностью конструкции является амортизационная передняя вилка и жесткий «хвост». Применяется в горных велосипедах.

Двухподвесочный велосипед (full-suspension) – такой велосипед оснащен задней подвеской и амортизационной передней вилкой. Также применяется в горных велосипедах для экстремальных дисциплин с повышенной нагрузкой на раму.

Вероятно, неправильный выбор рамы (точнее, ее размера) является самой грубой ошибкой при покупке велосипеда. Размером рамы принято считать расстояние от оси каретки (оси системы) до конца подседельной трубы и оно измеряется в дюймах ( или в сантиметрах — как у большинства немецких производителей велосипедов ).

Размер рамы велосипеда Буквенное обозначение Дюймы Сантиметры
Очень маленький XS — Xsmall 14″ 35,4
Маленький S — Small 16″ 40,6
Средний M — Medium 18″ 45,7
Выше среднего L — Large 20″ 50,8
Большой XL — Xtra Large 22″ 55,8
Сверхбольшой XXL 24″ 60,8

 

Оптимальный размер рамы в зависимости от роста:

Размер рамы Рост, см
14″ 135-155
16″ 150-165
18″ 165-175
20″ 175-185
22″ 185-195
24″ 190-210 и выше

Стоит отметить, что такое разделение весьма условно, ведь геометрия рам у разных производителей может отличаться – одни выше, другие длиннее и т. д.

Тормоза – ободные (V-brake) или дисковые?

Забегая вперед, хочу сказать, что при выборе велосипеда нужно понимать, что дисковый тормоз дороже, чем V-brake – это означает, что он «съедает» от цены велосипеда определенную сумму за счет каких-то других компонентов. Иными словами, при одинаковой цене велосипед  с ободными тормозами имеет лучшее оборудование, чем велосипед с дисковыми. Так что же выбрать? Давайте рассмотрим все их плюсы и минусы.

Ободные тормоза сжимают с двух сторон обод велосипедного колеса тормозными колодками, замедляя его вращение. Сжимающее усилие передается с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки, размещаемой на руле. Ободные тормоза типа V-brake (векторные) являются на сегодняшний день самым распространенным типом  тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней, благодаря невысокой цене, простоте в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокой эффективности.

Велосипед тормозные обода

Преимущества ободных тормозов:

  • В связи с тем, что усилие прикладывается к ободу, невысока нагрузка на спицы и втулку;
  • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза, так как площадь обода больше, чем диска, и большее расстояние от тормоза до оси позволяет прикладывать меньшее усилие для торможения;
  • Настройка очень простая, доступная, ее можно производить в полевых условиях;
  • Масса ободного тормоза меньше массы дискового, это важно в некоторых дисциплинах;
  • Цена ободных тормозов существенно ниже цены дисковых.

Недостатки ободных тормозов:

  • Вода, грязь, снег, лед, случайно попавшее масло моментально снижают эффективность торможения. Это приводит к опасным ситуациям. Песок и грязь могут очень быстро испортить обод;
  • Небольшое изменение геометрии колеса будет приводить к задеванию колодок и постоянному притормаживанию;
  • Колодки требуют относительно частой замены;
  • Невозможность установки на многие рамы и вилки;
  • Протирание обода колеса тормозными колодками приводит к его учащенной замене. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно;
  • V-brake могут отрицательно влиять на раму, раздвигая перья при торможении. Специально для таких случаев продаются специальные дуги-«усилители» рамы. Гидравлические же могут просто оторвать крепление при торможении (в случае установки ротора большего размера чем рекомендовано производителем рамы/вилки).

Дисковые тормоза представляют собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса (как правило, с левой стороны) и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками — калипера. Тормозное усилие передается с тормозной ручки тросиком (механические дисковые тормоза) или по гидролинии (гидравлические дисковые тормоза).

Велосипед дисковые тормоза

Преимущества дисковых тормозов:

  • Мощные. Колесо затормаживается быстрее и сильнее, чем с ободными;
  • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, им не особо мешают грязь и снег;
  • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией;
  • Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов;
  • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания;
  • Не изнашивают обод.

Недостатки дисковых тормозов:

  • В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, увеличивается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо;
  • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам;
  • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Это важно в некоторых дисциплинах.
  • Цена выше, чем у ободных тормозов;
  • Далеко не все модели лучше хороших V-brake при большей цене;
  • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существуют методика удаления масла прокалкой длительным торможением);
  • Калипер заднего дискового тормоза может мешать установке багажника (зависит от геометрии рамы, калипера и багажника).

Исходя из этого, можно сказать следующее – если вы выбираете недорогой велосипед, то берите модель с V-brake, но если бюджет позволяет – дисковые тормоза предпочтительнее.

Заключение

Итак, кратко пройдемся по списку, который стоит держать в уме при выборе велосипеда. Для начала вам нужно определиться, где и как вы будете кататься, и понять, сколько денег вы можете выделить на велосипед. Отмечу, что рамы в велосипедах бюджетного и среднего ценового диапазона обычно не отличаются по качеству. Дороговизна велосипеда, зачастую обуславливается деталями, такими как манетки (механизм переключения передач), перекидки, тормоза и прочее. Следовательно, чем дешевле велосипед, тем эти детали хуже. Чем они отличаются и какие вообще бывают, мы расскажем в другой статье.

Следующим пунктом идет подбор правильного размера рамы, ведь если велосипед будет слишком мал или слишком велик, езда на нем не будет для вас радостным процессом, а вызовет лишь дискомфорт, вследствие чего вы его просто забросите. К этому пункту стоит отнестись очень серьезно.

Велосипедисты на дороге

И наконец, велосипед должен нравиться. Потому перед покупкой, посмотрите не одну модель, а несколько и выберите ту, которая нравится больше, при прочих равных. Это как футболка. Если она вам не нравится, то ей суждено состариться, лежа в шкафу, ведь одевать вы ее не будете. Уверен, у всех такие есть.

В заключении хочется сказать одно – катайтесь в удовольствие и не забывайте о безопасности. Помните, что велосипедист на дороге очень уязвим, будь то просто попавшая в глаз мушка или наглый водитель автомобиля, потому всегда одевайте шлем и защитные очки – это необходимый минимум, который может уберечь вас от серьезных травм.

Удачи на дорогах!

Вам понравилась статья?

1