ru
ua
ru
ua

Как выбрать AV-ресивер

Покупка телевизора с большой диагональю – лишь первый шаг к созданию полноценного домашнего кинотеатра. Для того, чтобы полностью насладиться масштабностью происходящего на экране, необходимо позаботиться и о соответствующем уровне звукового сопровождения. Встроенные в телевизор динамики– не самый лучший вариант для этого, да и новомодные «звуковые панели», несмотря на все свои удобства (в основном инсталляционные), уступают по качеству звука традиционным акустическим системам, и максимальный результат все же даст классическая схема «колонки + усилитель».

Так сложилось исторически, что многоканальный усилитель, используемый в системах домашнего кинотеатра, называют «AV-ресивер» – от английского «receiver» (приемник), ведь его прообразом были старые усилители с радиоприемником (именно поэтому в каждом устройстве всегда присутствует встроенный тюнер). По мере прогресса у ресиверов появилась возможность подключения внешних компонентов, а также многочисленные системы для обработки звука и передачи видео. Современные AV-ресиверы – это сложные устройства, предназначенные не только для усиления аудиосигнала и вывода его на колонки, но и выполняющие функции обработки видео, декодирования многоканальных дорожек, коммутации источников и имеющие расширенные сетевые возможности. Недаром ресиверы называют «сердцем» домашнего кинотеатра.

Итак, что же предлагают AV-ресиверы пользователю, собравшемуся построить серьезную аудиосистему?

Усилитель мощности

Эта изначальная функция AV-ресивера и по сегодняшний день остается основной. Прежде чем дойти до ваших ушей, сигнал с любого источника должен пройти сквозь ресивер, который повысит его уровень до требуемого и отправит на подключенные колонки. Следует помнить, что в основном ресиверы работают с пассивной акустикой (исключение составляют активные сабвуферы), хотя существуют и High-End-модели с балансными выходами, к которым могут подключаться внешние усилители или дорогостоящая активная акустика. Использование в современных системах домашнего кинотеатра большого числа каналов (вплоть до 11) обязывает устанавливать в ресивер соответствующее количество усилителей, чем зачастую и обусловлены порой гигантские размеры AV-ресиверов. Мощность современных ресиверов начинается с 40-60 Вт на канал, и может достигать нескольких сотен ватт, чего в паре с мощной акустикой хватит для озвучивания даже самых огромных помещений.

Декодирование

Дорожки современных кинофильмов записываются в цифровом формате, с кодированием в системы многоканального звучания Dolby и DTS, и в таком же виде они передаются в ресивер по тому или иному цифровому интерфейсу. Поэтому для усиления сигнала его сначала нужно декодировать и преобразовать в аналоговый вид.

Коммутация

Раньше под коммутацией подразумевалось лишь переключение аудиовхода усилителя между несколькими звуковыми источниками. Но после того, как современные ресиверы научились работать и с видеосигналами, эта функция стала заметно упрощать работу с системой домашнего кинотеатра. Схема проста ­– все устройства подключаются к ресиверу, а уже он соединяется одним HDMI-кабелем с телевизором или проектором. Это очень удобно, так как исключается необходимость протягивания множества кабелей и выбора нужных входов/выходов на телевизоре и усилителе. К тому же это позволяет сразу подключить все источники к устройству с ограниченным числом входов (например, к проектору).

Обработка звука

Перед тем, как попасть на колонки, аудиосигнал может быть пропущен через темброблок или системы обработки звучания, которые позволят, к примеру, преобразовать стереозаписи в многоканальные, а также тонко настроить параметры звукопередачи с учетом акустических особенностей вашей аппаратуры и помещения.

Конвертирование видео

При прохождении сигнала видеопроцессор ресивера может в реальном времени изменять параметры изображения на ваш вкус, преобразовывая аналоговую картинку в цифровую (для передачи по современным интерфейсам) и даже масштабируя изображение до формата Full HD, что положительно сказывается на просмотре старых записей на плоских дисплеях большой диагонали.

Несколько зон озвучивания

Ресиверы средней и высокой ценовых категорий могут работать не с одним, а с двумя или более комплектами колонок – к примеру, с многоканальной системой в гостиной и стереокомплектом в соседнем кабинете или спальне.

Дополнительные функции

С развитием современной компьютерной техники, систем мультимедиа и сетевых стандартов, многие из ресиверов стали оснащаться USB-портами, Wi-Fi-адаптерами и даже Интернет-функциями. Поэтому в современных моделях можно встретить возможности подключения MP3-плееров, чтения медиафайлов с USB-носителей, работу с веб-радио, а также поддержу Bluetooth-аудио и беспроводной технологии передачи звука AirPlay. В некоторых ресиверах есть даже DLNA-клиент, который умеет воспроизводить файлы из ресурсов в локальной компьютерной сети.

Отдельно стоит отметить функцию автоматической калибровки. Не секрет, что каждое помещение и каждый набор «усилитель + колонки» уникальны в своем звучании, и в современных ресиверах присутствует обширный инструментарий для тонкого тюнинга качества звукопередачи. Для тех, кто привык настраивать звучание аппаратуры, лишь меняя уровень высоких и низких частот, количество аудиопараметров в современных ресиверах может повергнуть в шок.

Для идеальной настройки может потребоваться не только «натренированное» ухо, но и специальные приборы. Если всего этого у вас нет, то на выручку придут системы автоматической калибровки. Достаточно просто установить прилагаемый комплектный микрофон на место прослушивания и запустить процедуру – ресивер выдаст серию шумов, проанализирует их, и сам выставит оптимальные настройки для вашей ситуации.

Как и любая аппаратура, AV-ресиверы, условно делятся на несколько классов.

Бюджетные ресиверы

Цены на эту категорию моделей начинаются от $200. Как правило, эти модели имеют базовые функции, минимальное количество каналов (5.1), не слишком высокий уровень мощности и не самый широкий (хотя и зачастую достаточный) набор входов.

Средний класс

Потратив от $400, вы можете рассчитывать на 7.1-канальное усиление, хороший запас мощности (от 100 Вт на канал), расширенный набор цифровых интерфейсов, хорошие коммутационные возможности и даже на наличие системы автоматической калибровки. Такие модели отличаются использованием более качественной конструкцией и наличием простого DSP-процессора. Расплата – заметно увеличивающиеся габариты AV-ресивера.

Топовые модели

Расставшись с суммой от $800 и больше (верхнего предела практически нет, хотя модели стоимостью выше $3000 можно пересчитать по пальцам) вы, как правило, получаете все самые прогрессивные функции, которые только присутствуют на рынке: несколько видеовыходов для одновременного подключения дисплея и проектора, высококачественные каскады усиления с одиннадцатью и более каналами, мощные блоки питания, «навороченные» системы обработки звука и конвертации видео, экранное меню для более удобной настройки, обучаемый пульт ДУ, систему автоматической калибровки, учитывающую АЧХ помещения. Присутствуют тут и поддержка второй зоны и возможность интеграции в multiroom-системы.

Как же определиться, какая модель AV-ресивера удовлетворит ваши требования на сегодняшний день и обеспечит значительный запас функциональности на будущее? Ведь, как правило, ресиверы покупаются на долгое время и меняются редко. Просто следуйте нашим рекомендациям, и вы без труда подберете нужную модель.

Итак, на какие параметры современных AV-ресиверов следует обратить внимание при покупке?

Мощность

Подбирая нужный уровень мощности, следует учитывать номинальную мощность акустических систем – она должна превышать выходную мощность усилителя. Помните о том, что сабвуфер в системах домашнего кинотеатра – это отдельная активная колонка со своим усилителем, поэтому его мощность не должна учитываться.

Типичная мощность ресивера находится в диапазоне 80-150 Вт на каждый из каналов при импедансе 4, 6 или 8 Вт. Последний параметр описывает номинальное сопротивление ваших акустических систем, на которое рассчитан ресивер, и выбранные вами колонки должны иметь такое же или большее значение импеданса. В случае, если ваша акустика имеет импеданс 4 Ом, ее крайне не рекомендуется подключать к ресиверу, рассчитанному на работу исключительно с колонками 6-8 Ом – это грозит выходом усилителя из строя.

Чем выше мощность усилителя, тем более высокую громкость он способен развить, однако величина, указанная в технических характеристиках, определяется в результате измерений самим производителем, и многие из них любят «подтасовывать» результаты, вписывая в паспорт устройства наиболее привлекательные цифры.

«Пиковая мощность» не должна вас интересовать – в отличие от RMS-показателя, который характеризует среднюю мощность при постоянной, , номинальной нагрузке, на которой акустическая система может работать продолжительное время. Также нужно следить, чтобы указанные замеры производились при коэффициенте нелинейных искажений не выше 0,1%. В противном случае это признак того, что показатели мощности в паспорте искусственно завышены.

Высокий уровень мощности ресивера также гарантирует хорошую динамику звучания, поэтому более мощные усилители, как правило, в целом играют лучше даже на низком уровне громкости.

Ресиверы начального уровня мощностью 40-80 Вт вполне озвучат небольшую комнату размером 15-20 м², а для помещений площадью от 40 м² следует присмотреться уже к флагманским моделям мощностью от 150 Вт и выше.

В целом же, значение в районе 100 Вт является наиболее универсальным и распространенным.

Конструкция зажимов

Подключение акустических систем к каналам усилителя проводится при помощи зажима оголенного провода – выбирайте модели с массивными винтовыми зажимами, а не пружинными клеммами.

Если ваши акустические провода уже терминированы разъемами типа «банан», то их можно подключить только к моделям с винтовыми зажимами (предварительно сняв заглушку).

Количество каналов

Многоканальные записи в своем большинстве распространяются в форматах 5.1 (для DVD) и 7.1 (для Blu-ray), и минимальная конфигурация для любого ресивера – именно 5.1. Первая цифра описывает количество колонок окружающего звучания, а цифра – после точки указывает количество низкочастотных каналов, воспроизведением которых занимается сабвуфер. Существует множество многоканальных конфигураций, вплоть до 9.2 (девять колонок и два сабвуфера) и при выборе AV-ресивера вам нужно определиться, какую из них вы собираетесь использовать.

Если место, с которого проводится просмотр, расположено вплотную к стене, то вполне можно обойтись и классической схемой 5.1 – фронтальная стереопара, центральная колонка и два тыловых динамика. Если же, к примеру, ваш диван стоит по центру комнаты, то можно организовать конфигурацию 7.1 с двумя дополнительными тыловыми АС позади места просмотра.

Для исключительно больших помещений полезным может оказаться подключение дополнительного сабвуфера. В этом случае ваш выбор – 7.2.

Следует помнить о том, что подключение второй стереозоны в AV-ресиверах реализуется путем использования «свободных» каналов, поэтому для организации простой multiroom-системы потребуется минимум 7.1-канальный ресивер, который может переназначить два тыловых канала на вторую зону, оставив пять основных для первой.

Декодеры и аудиопроцессоры

Убедитесь, что в ресивере есть все необходимые декодеры форматов Dolby и DTS. Хотя сегодня даже бюджетные устройства имеют практически полный набор всех существующих стандартов, в некоторых моделях начального уровня отсутствует поддержка форматов HD-Audio – таких, как Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Они встречаются на дисках Blu-ray и используют компрессию без потерь, что положительно сказывается на звучании. Для воспроизведения музыкальных треков, удостоверьтесь, что ресивер поддерживает декодирование таких менее распространенных форматов, как FLAC, AAC, Apple Loseless и тому подобных.

В AV-ресиверах для преобразования сигнала используются ЦАП с разрядностью 24 бит и частотой дискретизации не менее 96 кГц, а в флагманских моделях можно встретить частоты вплоть до 256 кГц. Если вы собираетесь проигрывать HD-аудиозаписи (к примеру, диски SACD или DVD-Audio), то обратите внимание на модели с ЦАП от 192 кГц.

Во всех ресиверах есть также встроенный аудиопроцессор. Помимо простейшего эквалайзера, он может предлагать несколько дополнительных инструментов, значительно изменяющих звучание. Если вас интересуют системы цифровой обработки сигнала (DSP), имитирующие акустику различных помещений – убедитесь, что они предлагаются производителем в этой модели.

Для пуристов, предпочитающих слушать оригинальную звукозапись без каких-либо изменений, в ресиверах предусмотрен режим Direct, в котором сигнал пускается в обход систем обработки звука – убедитесь в его наличии. Для самых требовательных рекомендуется выбирать модели с функцией Pure Direct, при активации которой ресивер отключит не только темброблок, но и все незадействованные видеоцепи, для уменьшения возможных наводок и помех.

Количество портов

К этому параметру нужно подходить очень ответственно, учитывая уже имеющийся парк аппаратуры и планируемые к покупке устройства. Сегодня аналоговые разъемы, к счастью, практически полностью вытеснены цифровыми и определяющим фактором при выборе ресивера является количество HDMI-портов. Именно этот универсальный цифровой разъем, способный передавать как звук, так и изображение, используют при подключении все современные DVD-плееры, проигрыватели Blu-ray, игровые приставки, спутниковые тюнеры и медиаплееры. Следует выбирать ресивер с поддержкой HDMI версии не ниже 1.4. В начальных моделях присутствует минимум три порта HDMI, но лучше «запастись» ими впрок – пяти-шести портов должно хватить для большинства пользователей.

Помните, что один HDMI используется ресивером как выход, для подключения к дисплею. Если в вашей системе домашнего кинотеатра есть как плоская панель, так и проектор – выбирайте модели с двумя HDMI-выходами, что позволит вам сразу подключить оба устройства. Приветствуется и наличие отдельного HDMI-порта на фронтальной панели для быстрого подключения «гостевых» устройств.

В эпоху доминирования HDMI про «устаревшие» цифровые аудиоинтерфейсы (коаксиальный и оптический), производители начинают потихоньку забывать. Если раньше в ресивере среднего класса нормой считалось наличие трех оптических и пары коаксиальных разъемов, то сегодня их число уменьшилось до одного-двух. Однако в обращении еще достаточно аппаратуры, которые их используют. Убедитесь, что их количество в выбранном ресивере вас устраивает.

То же самое можно сказать и про аналоговые компонентные разъемы – в моделях начального уровня их вообще уже может не быть. Если у вас есть дорогой источник сигнала, оснащенный встроенными декодерами, и вы по каким-то причинам собираетесь возложить функцию декодирования звука именно на него – удостоверьтесь заранее, что у ресивера есть аналоговый аудиовход с требуемым количеством каналов.

Пропуск сигнала в режиме ожидания (Standby Passthrough)

Если вы собираетесь использовать ресивер в качестве центрального узла системы домашнего кинотеатра, подключив к нему множество источников и возложив на него функции коммутации, убедитесь в том, что ресивер оснащен функцией standby-passthrough. Она позволяет ресиверу пропускать сигнал даже в выключенном состоянии. Это позволит, к примеру, смотреть фильмы с плеера, не включая AV-ресивер – картинка и звук пройдут через цепи усилителя и попадут на дисплей. Звук в итоге отправится не на колонки домашнего кинотеатра, а на динамики ТВ, что позволит посмотреть кино поздно ночью, не боясь разбудить родных.

Также стоит выбирать модели, способные пропускать в таких условиях 3D-сигнал. В топовых устройствах уже появляется возможность работы с сигналом высокой четкости 4K – если у вас в планах переход на 4К-дисплей, обязательно покупайте ресивер с поддержкой этого нового стандарта.

Канал обратного аудиосигнала (Audio Return Channel)

Эта функция также помогает уменьшить количество проводов в системе и упростить управление. Если ваш дисплей поддерживает систему ARC, то при подключении его к соответствующе оснащенному ресиверу через HDMI, ТВ будет не только принимать сигналы с усилителя, но и сможет отдавать на ресивер звук (к примеру с эфирной трансляции или встроенного плеера) по этому же кабелю. В таком случае вам не нужно будет протягивать еще один кабель от ТВ к ресиверу.

Масштабирование и конвертация видео

Эти функции также пригодятся при условии подключения всех источников через ресивер – встроенный видеопроцессор умеет преобразовывать аналоговый сигнал в цифровой. В простых моделях этим все и ограничивается, а AV-ресиверы среднего и высокого уровня уже умеют изменять формат видео, повышая стандартное разрешение вплоть до стандарта Full HD. Впрочем, если все источники системы у вас цифровые – то эти системы вам, скорее всего, не понадобятся.

Система автокалибровки

Ранее присутствовавшие только в топовых моделях системы автоматической настройки сегодня можно встретить и в аппаратах подешевле, хотя в самых бюджетных устройствах ее часто нет вовсе. AV-ресиверы среднего уровня, как правило, определяют лишь количество колонок в системе, проверяют их полярность и выставляют расстояние от акустики до слушателя.

Устройства более высокой категории измеряют еще и акустические характеристики комнаты и проводят соответствующие коррекции, плюс при помощи многополосного эквалайзера настраивают уровни громкости по частотам.

Экранное меню

И перечисленных выше функций достаточно, чтобы понять, насколько функционален современный AV-ресивер. В результате копаться в настройках и параметрах аппарата, используя небольшой дисплей устройства, вмещающий в себя в лучшем случае пару строк – очень неудобно.

Модели классом повыше умеют выводить на подключенный дисплей графический интерфейс, который не только упрощает настройку ресивера, но и позволяет отобразить разнообразные графики и результаты замеров системы автокалибровки.

Если вы собираетесь достаточно плотно заняться тонким тюнингом системы – то эта функция вам необходима. Если вы полагаетесь на автоматику и не обладаете достаточными навыками для ручной настройки, можно обойтись и без нее.

Помните, что у недорогих моделей экранное меню может выводиться только на отдельный композитный видеовыход, что не очень удобно. В аппаратах среднего класса и выше меню выводится через основной HDMI-выход.

USB-порт

Наличие порта USB (желательно на фронтальной панели) – отличный способ для быстрого воспроизведения мультимедиа-файлов с внешнего носителя.

Модели подороже умеют через этот порт работать также и с плеерами iPod, выводя на дисплей (или экранное меню) список песен, плейлисты, обложки и прочую дополнительную информацию о треке.

Сетевые функции

Современные AV-ресиверы все чаще оснащаются возможностью подключения к локальной компьютерной сети. Подобная функциональность нужна для реализации следующих функций:

  1. Интернет-радио – огромное количество бесплатных станций в Интернете на любой вкус позволит вам отказаться от использования старого доброго FM-тюнера.
  2. DLNA-клиент – в моделях подороже есть возможность воспроизведения мультимедийного контента с сетевых ресурсов по протоколу DLNA. В результате AV-ресивер превращается в самодостаточный проигрыватель. Поддерживаются как аудио-, так и видеоформаты, правда по части совместимости с последними ресиверы все же уступают даже самому простому медиаплееру. Решите для себя, будете ли вы использовать эту функцию.
  3. AirPlay – один из самых популярных стандартов беспроводной передачи звука с устройств Apple сегодня поддерживается многими ресиверами. Благодаря ему вы сможете переслать музыку с вашего iPhone/iPad прямо на ресивер без всяких проводов.

Если хотя бы одна из перечисленных функций вас интересует, то выбирайте ресивер с сетевым входом. В моделях среднего и высокого класса также появляется возможность беспроводного подключения к сети через встроенный или опциональный W-Fi-адаптер.

Bluetooth

Если у вас нет устройств от Apple, то альтернативой для беспроводного подключения смартфонов/планшетов станет использование Bluetooth-адаптера, с которым работать смогут любые мобильные устройства.

Однако подобный модуль у большинства ресиверов часто опционален. Если вы планируете задействовать Bluetooth-подключение, заранее убедитесь в том, что модуль для вашего ресивера доступен в продаже.

Пульт ДУ

Ресиверы средней и высокой ценовой категории зачастую оснащаются универсальными пультами дистанционного управления (как программируемыми, так и обучающимися), что еще больше упрощает управление несколькими компонентами системы одновременно.

Итоги

В этой статье мы намеренно не затрагивали тему качества звучания тех или иных ресиверов. Эта оценка, во-первых, очень субъективная, во-вторых ­– напрямую зависящая от подключенной акустики. Так что в этом плане вам придется ориентироваться, полагаясь на здравый смысл, имеющийся бюджет и личные предпочтения. С точки зрения функциональности современные AV-ресиверы невероятно универсальны, и подобрать достойный аппарат сегодня не составит труда. Главное – определиться с тем, что нужно конкретно вам и по возможности заранее прослушать несколько претендентов перед тем, как сделать окончательный выбор. Удачной покупки!

Вам понравилась статья?

0
Популярное