ru
ua
ru
ua

Выбираем игровой монитор

Так уж выходит, что геймеры часто уделяют больше внимания комплектующим системного блока, от которых зависит производительность их игровой машины. А вот монитор уже выбирают по остаточному принципу, «на сдачу». Такой подход в корне неверен, поскольку монитор покупается не так часто, служит намного дольше, а «общение» с компьютером происходит именно через него. Поэтому от качества матрицы, функциональности модели и картинки многое зависит.

К игровому монитору, фактически, предъявляются все те же требования, что и к обычному домашнему, но к ним добавляется ряд специфических вещей, без которых играть будет можно, но не так комфортно. Со временем производители видеокарт и мониторов разрабатывают все новые технологии, которые улучшают игровой процесс. Но начнем мы с обычных требований, которые желательно выполнять и при выборе обычного монитора для домашнего ПК.

Больше, шире, плотнее

Пока что по части диагонали общепринятым стандартом являются модели с матрицей 24 дюйма. В принципе, планку можно понизить до 23, но не ниже. Двигаться вверх может помешать только производительность компьютера. Увеличение диагонали непременно ведет за собой рост разрешения, а на это понадобятся дополнительные ресурсы процессора и видеокарты. Это следует учитывать при выборе модели, поскольку для максимального качества картинки необходимо запускать игры в том же разрешении (нативном), на которое рассчитан монитор.

Стоит также понимать, что диагональ (размер матрицы) никак не сказывается на производительности и требованиях, имеет значение только разрешение. Например, можно играть на большом 55-дюймовом телевизоре с Full HD и на мониторе с диагональю матрицы 24 дюйма – никакой разницы в кадрах в секунду не будет. Будет лишь дискомфорт от игры на телевизоре, поскольку при одинаковом количестве точек площадь картинки сильно возрастает, следовательно пиксели будут куда больше и заметнее. Зернистые мониторы никому не нужны, поэтому плотность пикселей должна быть приличной.

Оптимальное разрешение для 24-дюймовых моделей составляет 1920х1080 (16:9) или 1920х1200 (16:10). Следующим распространенным разрешением для мониторов является QHD (2560х1440), а за ним уже и UHD 4К (3840х2160). Каждый такой скачок — впечатляющий удар по видеокарте и процессору, которым нужно обрабатывать больше информации. Одно дело, когда это рабочий стол или интерфейс программы, другое — рендер требовательной игры, каждый кадр которой теперь больше. Думать об игровой модели с разрешением больше 1920х1200 стоит только в случае, когда в домашей игровой системе установлена топовая видеокарта, для которой Full HD уже не представляет сложности.

С выбором соотношения сторон все намного проще. Здесь каждый волен отдавать предпочтение более удобному и комфортному формату. Кому-то нравится классический 16:10, а кто-то предпочитает современные широкоформатные модели с соотношением сторон 21:9.

Дизайн и функциональность

По большому счету дизайн имеет не такое большое значение при выборе монитора, игровой он или простой домашний. Скорее наоборот, модели с глянцевым имиджевым корпусом совсем не гарантируют качественной картинки, а уж надеяться на функциональную подставку точно не стоит. В то же время качественные угловатые корпуса из черного пластика давно стали визитной карточкой профессиональных моделей.

Игровые мониторы все же украшаются путем добавления мелких деталей в оформление корпуса. Цветные каймы, скошенные углы подставки, логотипы специальных серий — все это выдает в мониторе его геймерскую направленность.

Стоит обращать внимание и на наличие дополнительных интерфейсов, которые значительно повысят функциональность монитора. В первую очередь стоит искать модели с USB-хабом, причем, желательно более нового и скоростного стандарта USB 3.0. От разнообразия вариантов подключения тоже отказываться не стоит — лучше будет, если на корпусе помимо привычного DVI окажется еще HDMI или Display Port. Вообще, комплект из DVI+HDMI можно назвать обязательным для игровой модели, если владелец собирается подключать к монитору еще и консоль. Современные игровые приставки снабжаются интерфейсом HDMI, поэтому наличие свободного порта будет только преимуществом — для переключения между консолью и ПК не надо будет возиться с проводами, достаточно будет лишь переключить вход в меню монитора.

Если говорить о функциональности подставки, то повороты в портретный режим игровому монитору точно не нужны. Достаточно регулировки по высоте и поворота по вертикальной оси.

Тип матрицы

Эта тема особенно болезненна, поскольку долгое время производители упорно считали матрицы TN+Film единственно пригодными для геймеров. А все из-за небольшого отклика — переключение пиксела из одного состояния в другое происходило у них за 1-2 мс. Во всем остальном TN-матрицы проигрывали другим типам: невысокая насыщенность цветов, плохая точность их передачи, маленькие углы обзора. Конкуренты в виде IPS, PVA и MVA-матриц были получше в плане качества изображения, но значительно дороже, а с откликом у них было не так все хорошо. Впоследствии матрицы IPS сильно прогрессировали, практически вытеснив TN+Film. Мониторы на их базе стали дешевле, отклик составляет около 5 мс, а по цветопередаче они оставляют далеко позади устаревшие TN.

На деле заметить разницу между 2 и 5 мс геймеру не удастся. Даже если его монитор будет иметь скорость переключения GtG (gray to gray) 8 мс, он вряд ли заподозрит неладное. Потому все вопросы о применении IPS-мониторов геймерами отпадают сами собой. Единственный случай, когда оправдана покупка модели на матрице TN+Film — это ограниченный бюджет и желание приобрести монитор с большой диагональю.

Если у производителя получился не очень быстрый в плане отклика монитор, он может реализовать в нем функцию Overdrive, которую потом активно рекламировать как решение проблемы. Overdrive заключается в подаче большего напряжения на кристаллы матрицы, вследствие чего они быстрее меняют свое состояние. Включается эта функция в меню монитора, но приводит, обычно, к нежелательным последствиям в виде неприятных следов от движущихся объектов. В результате пользователь решает одну проблему, но получает другую, не менее серьезную. Особенно она заметна в играх со стилизованной графикой, где встречается много контрастных однородных по цвету объектов. Как пример можно привести Team Fortress 2 или, например, Minecraft.

Хитрости подключения

В большинстве случаев для подключения мониторов к ПК используются интерфейсы DVI, HDMI или DisplayPort. Помимо различных разъемов, они отличаются еще и возможностями передачи сигнала. Например, у DVI на данный момент разрешение ограничено WQXGA (2560х1600) при 60 Гц, причем доступно оно будет только при подключении специальным проводом Dual-link.

Последняя ревизия HDMI 2.0 уже поддерживает разрешение 4К при частоте 60 Гц, но наиболее прогрессивным из этих трех распространенных интерфейсов можно считать DisplayPort, версия 1.3 которого позволяет передавать данные со скоростью 32,4 Гб/с, а это возможность показывать 24-битную картинку разрешением 8К (7680х4320). Кроме того, разъем DisplayPort и mini DisplayPort намного компактнее и удобнее того же DVI. Так что выбор тут очевиден — если видеокарта и монитор имеют разъем DisplayPort, то соединять их лучше всего с его помощью.

Помимо интерфейсов для вывода картинки есть еще и полезные бонусы, которыми часто комплектуют мониторы. Если говорить об игровых моделях, то подобные приятные добавки практически обязательны — речь идет об USB-концентраторах, которые позволят не только подключать периферию, но и подзаряжать, скажем, мобильный телефон или планшет. Стоит лишь удостовериться, что производитель оснастил выбранную модель хабом стандарта USB 3.0, чтобы и ток был достаточным, и скорость передачи данных большой.

Блеск и нищета стереоскопии

Ошибочно думать, что так называемая «3D-технология» в мониторах и телевизорах появилась лишь несколько лет назад. Ведь речь идет об обычной стереокартинке, где о настоящей трехмерности не идет речи. Маркетологи компаний-производителей поработали на славу, расхваливая «трехмерное» изображение на каждом углу, но в итоге на рынке появилось множество вариаций мониторов и телевизоров с возможностью показа стереокартинки. Анаглиф, затворная система, поляризация — у каждой есть свои недостатки. В итоге 3D-функциями владельцы устройств балуются примерно пару-тройку дней, после чего переключаются на обычный 2D-режим.

Еще одной причиной заката 3D в мониторах можно назвать системы виртуальной реальности. В частности, все стало понятно после появления первых девелоперских версий Oculus Rift, где преимущество этой технологии перед 3D-очками выглядело неоспоримым. Теперь стоит лишь дождаться момента, когда очки виртуальной реальности победят детские болезни, станут совершеннее и приобретут большее разрешение. Про 3D-мониторы с очками рекомендуем все же забыть.

Искривление пространства

Небольшой технологический застой прервался в тот момент, когда в очередной раз с полки взяли старую идею — сделать изогнутую матрицу. Подтянулись почти все производители, причем у каждого свой, единственно правильный и комфортный угол кривизны панели. На деле такое устройство действительно улучшает восприятие фильмов или игр, способствует погружению в атмосферу, но для этого необходим широкоформатный монитор с достаточно большой диагональю. Поэтому не стоит вестись на малокалиберные устройства с искривленной матрицей — особой магии с ними не будет.

Кроме того, curved-мониторы имеют еще одно неприятное свойство — они, скорее, персональные, устроить семейный просмотр фильма с таким монитором можно, но эффект будет только у того зрителя, который окажется ровно по центру. Еще можно вспомнить про стоимость — модели с такой матрицей стоят намного дороже «плоских» мониторов. Так что тут стоит подумать, нужно ли раскошеливаться на подобные фокусы, и не проще ли взять за меньшую стоимость приличный «плоский» игровой монитор.

Герцы и кадры

Когда LCD-панели еще только начинали свою экспансию, частота смены кадров у большинства из них составляла 60 Гц. Это означает, что картинка на экране меняется 60 раз в секунду. До сих пор большинство мониторов оснащаются матрицами с частотой 60-75 Гц, но в определенном случае этого уже недостаточно. В некоторых играх мы вполне можем получить >60 кадров в секунду, но подобная матрица станет узким горлышком, которое не пропустит ничего свыше 60. И неважно какая видеокарта у вас установлена и сколько фпс показывает счетчик. Монитор обновляет картинку ровно 60 раз в секунду, остальная работа видеокарты никому не нужна.

Проблема только в том, что видеокарта с различной скоростью рендерит сцены. Вот сейчас вы смотрите в пол и у вас 80 кадров/с, но, подняв голову и посмотрев вдаль, вы получаете 18 кадров/с. Монитор же имеет фиксированную частоту обновления и подстраиваться под такие выкрутасы не может. Для этого даже была придумана технология синхронизации V-Sync, которая заставляла видеокарту ждать очередного обновления экрана для вывода нового кадра. С V-Sync у игроков связано много неприятных воспоминаний. Взять хотя бы странное поведение мыши – задержку, которая была вызвана как раз вот этим ожиданием. Большинство игроков выключали V-Sync от греха подальше, но тогда была вероятность получить эффект накладывания одного кадра на другой – рассинхронизацию изображения, вызванную различной скоростью обновления картинки монитора и производительностью видеокарты.

Современные модели мониторов пытаются избавиться от всех этих пережитков прошлого. Во-первых, появились модели с частотой обновления 120 и 144 Гц (только стоит отметить, что в случае 40-50 фпс в игре владелец такой продвинутой модели вряд ли поймет, за что именно он заплатил при покупке нового монитора). Во-вторых, для улучшенной синхронизации и более плавной смены изображения ведущие компании разработали новые технологии.

G-Sync и FreeSync

Отойдя от концепции, согласно которой видеокарта кому-то что-то должна, производители решили сделать так, чтобы монитор подстраивался под скорость графического адаптера, а не наоборот. То есть, ваша видеокарта всегда выдает столько кадров в секунду, сколько может. А монитор уже подстраивается и меняет частоту в зависимости от того, сколько кадров/с получает от видеокарты. Nvidia назвала свою технологию G-Sync, ее поддержка уже внедрена в видеокарты начиная с модели GeForce GTX 650Ti. Нюанс заключается в том, что и монитор должен поддерживать G-Sync, а таких моделей пока не так много, а стоимость их выше, поскольку за использование этой технологии производители мониторов должны платить Nvidia.

Альтернативой является открытая и, как следствие, бесплатная для использования технология FreeSync, которую продвигает компания AMD. Естественно, в данном случае речь идет только о поддержке видеокарт AMD и, конечно же, монитор тоже должен быть оснащен соответствующим модулем. Поэтому перед покупателем стоит выбор, какой технологии отдать предпочтение. В случае смены «религии» менять придется как видеокарту, так и монитор.

Идеальный игровой монитор?

Исходя из вышеперечисленного, можно себе представить, как должен выглядеть игровой монитор мечты. Представим себе модель, построенную на базе IPS-матрицы, с диагональю 24-27 дюймов и разрешением 2560х1600, с высокой скоростью отклика и обновлением 144 Гц. Подключать его мы будем с помощью интерфейса DisplayPort, желательно и наличие хаба USB 3.0 с портами для быстрой зарядки мобильной техники. Не забываем и про поддержку G-Sync. Идеальный монитор такого типа будет стоить, конечно же, дорого, поэтому при ограниченном бюджете придется в чем-то пойти на компромисс. Где и как это сделать, на чем сэкономить — решать уже вам.

Вам понравилась статья?

0