Автомобилисты, которые заботятся о своей безопасности и безопасности окружающих, с наступлением осенних холодов начинают внимательно следить за погодными условиями, чтобы вовремя переобуть машину в зимнюю резину.
Зимние шины предназначены для эксплуатации в холодное время года, преимущественно на дорогах со скользким покрытием. Данные покрышки рассчитаны на использование при среднесуточной температуре от +7° С и ниже – именно в это время нужно производить сезонную смену резины. Главная особенность зимних покрышек заключается в том, что они имеют специальный, более мягкий по сравнению с летними, состав резины, благодаря чему на холоде не дубеют и обеспечивают хорошее сцепление с дорожным покрытием. Кроме того, шины для зимнего периода имеют специальный рисунок протектора, обеспечивающий лучшее сцепление со скользкой поверхностью.
Как же правильно выбрать зимние покрышки и на что нужно обращать внимание при покупке?
Изучаем условия эксплуатации
Первым делом нужно определиться с местом и условиями эксплуатации автомобиля. В небольшом городке или сельской местности, где зимой дороги не чистят, наледи и укатанный снег не являются редкостью, часто бывают гололед и переметы, оптимальным будет скандинавский тип резины (также называют арктическим или северным). Такая шина имеет более агрессивный рисунок протектора. В нем отсутствуют широкие прямые каналы, рисунок отдаленно напоминает «елочку», а крупные грунтозацепы по краях направлены на «вгрызание» колеса в глубокий и укатанный снег, лед и прочее. Такая шина немного хуже ведет себя на чистой и сухой холодной дороге или в дождь, но лучше справляется с гололедом и укатанным снегом.
В большом городе, где коммунальные службы оперативно убирают снег и периодически обрабатывают дороги реагентами, лучше использовать европейский тип покрышек. Европейские зимние шины имеют широкие каналы для отвода воды, параллельные продольной оси колеса, между которыми расположены мелкие ламели. Они обеспечивают хорошее сцепление в мокрую погоду, а также при наличии на асфальте кашицы или тающий снег.
С шипами или без
Шины также бывают шипованные или фрикционные (без шипов). Многие автолюбители уверены, что шипованная резина всегда лучше нешипованной, но все не так однозначно. Нужно понимать, что шипованная резина лучше себя ведет в гололед, при езде по глубокому снегу и хуже – на сухом и не скользком, пусть и холодном дорожном покрытии. На асфальте шипы увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость машины.
Фрикционные покрышки (в народе «липучки») больше подходят для постоянной езды по дорогам с твердым покрытием. Поэтому, если вы зимой редко выезжаете за черту города, у вас своевременно чистят дороги и проезды между домами, тогда смело берите нешипованные колеса. Если вы зимой периодически ездите на дачу или живете за городом, то стоит обратить внимание на шиповки.
Выбираем рисунок
Рисунок протектора зимних шин может быть симметричным и асимметричным, направленным и ненаправленным. Направленные симметричные или асимметричные покрышки создают меньше шума во время движения. У ассиметричных рисунок протектора разделен на две части – внешнюю и внутреннюю, которые выполняют разные задачи. Внутренняя часть имеет широкие канавки для отвода воды, а внешняя должна цепляться за снег и лед. Независимые тесты шин последних лет показывают, что такие покрышки все чаще занимают первые места в шинных рейтингах. К недостаткам таких покрышек можно отнести высокую цену, обычно асимметричной бывает резина более высокого класса.
Размер шин
Чтобы выбрать размер шин, нужно заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля, где указаны точные параметры подходящих для него шин. Как правило, производитель указывает несколько подходящих размеров.
К примеру, размер шины – 195/65 R15. Это расшифровывается так: ширина протектора равна 195 мм, высота бортика 65% от ширины, а посадочный диаметр (диаметр диска) – 15 дюймов.
При покупке зимних покрышек стоит обратить внимание на дату их изготовления. Согласно международному стандарту, принятому в 2000 году, она обычно указывается на боковине покрышки в виде четырехзначного числа. Первые две цифры в нем указывают порядковый номер недели в году, а вторая пара цифр – год выпуска. Например, если на шине написано 1115, то она была произведена в 11 неделю 2015 года.
Если шины изготовлены более двух лет назад, от их покупки лучше отказаться. При длительном (и особенно неправильном) хранении колеса теряют эластичность, что ухудшает их сцепные свойства. Обычно зимние шины ходят два-три сезона. Нужно также запомнить, что для зимней резины критичный порог остатка протектора равен четырем миллиметрам – шины с меньшим протектором не смогут обеспечить эффективное сцепление на зимней дороге.
Кроме того, стоит учитывать, что очень часто зимняя резина имеет меньший индекс скорости, чем аналогичная по размеру летняя. Это обязательно нужно взять во внимание при зимней эксплуатации автомобиля. Впрочем, редко какая резина имеет индекс скорости меньше 175 км/ч, что выходит далеко за рамки допустимой скорости.
Некоторые шинные производители маркируют зимнюю резину особенным образом. Самые распространённые варианты – это нанесенное слово «Winter» или нарисованная на боковине снежинка. Можно также встретить знак в виде трехвершинной горы со снежинкой внутри – так маркируют шины, которые соответствуют стандартам эксплуатации в зимнее время в США и Канаде.
Маркировка M+S, M(.)S, (mud+snow) и M&S означает «снег+грязь», но не является показателем зимней резины. Покрышки с такими надписями больше всего подходят для эксплуатации вне дорог с твердым покрытием и чаще всего выполнены во «внедорожных» размерах. Эти шины просто созданы для снежной целины и грязи, но очень посредственно ведут себя на асфальте (часто не лучше летних).
При покупке зимней резины для кроссоверов и внедорожников также нужно внимательно смотреть на индекс нагрузки, на которую рассчитана покрышка. Внешне «легковое» и «кроссоверное» колесо по протектору и ошиповке могут быть одинаковыми, но второе должно выдерживать больший вес. Опять же, рекомендуемое значение нагрузки на одно колесо можно найти в руководстве по эксплуатации для автомобиля.
«Всесезонка» – замена зимней резине?
Некоторые автолюбители считают, что в наших умеренных климатических условиях вполне достаточно и всесезонных покрышек. Но это не так. Дело в том, что невозможно создать универсальный состав резины, который отлично себя будет вести летом и зимой с разбросом температур, характерным для Украины, а тем более, на сухом асфальте и на снегу. Всесезонные шины – компромисс, жертвой которого зачастую становится безопасность.
Вам может быть интересно
Как правильно хранить сменную резину?
Нужно запомнить несколько правил. Покрышки без дисков можно хранить только вертикально, на полу или на стеллаже, ничего сверху на них не ставя. Собранные колеса лучше хранить горизонтально, стопкой. Перед складированием рекомендуется очистить шины от грязи, заодно и осмотреть на наличие застрявших гвоздей, шурупов и других повреждений. Также лучше каждое колесо спрятать в отдельный пакет. Это позволит вам защитить их от попадания прямых солнечных лучей и сохранить салон авто чистым при перевозке шин. Каждое колесо рекомендуется подписать мелом, чтобы не забыть на каком месте на машине оно было установлено (особенно это актуально для шин с направленным протектором), а также ротировать передние и задние покрышки каждый сезон, чтобы обеспечить равномерный износ протектора.
Кроме того, услуги хранения шин предлагают многие шиномонтажи и специализированные шинные центры.
Изображения взяты из источников: unsplash.com, pixabay.com