ru
ua
ru
ua

Популярные звуковые эффекты для гитары

В поисках «своего звука» музыканты никогда не останавливались на достигнутом. К тому моменту, когда усилительная аппаратура превратилась из экзотики в обыденность, она уже успела приесться многим исполнителям и звукорежиссерам. И те, и другие начали изобретать новые способы разнообразить звучание.

Первые звуковые эффекты не были чем-то необычным. Часть из них просто имитировала процессы, происходящие в концертных залах, но отсутствовавшие в студийных условиях – например, реверберацию добавляли именно для приближения записанного звука к «живому». Другие эффекты проявлялись сами по себе – они были изначально вызваны несовершенством аппаратуры тех лет, и лишь потом их стали применять целенаправленно.

Поначалу устройства эффектов выполнялись в виде отдельных аппаратов или даже целых комплексов. Компактность не входила в число их достоинств: эффект эха часто получали, размещая динамик и микрофон в разных концах длинного коридора, а многие хиты Beatles записаны при помощи пластинчатого ревербератора массой почти 300 кг. Некоторые эффекты (тремоло и пружинный ревербератор) встраивались непосредственно в усилители, что позволяло без особых сложностей пользоваться ими и на концертах.

В 70-х с развитием полупроводниковой техники приобрели популярность небольшие напольные устройства – так называемые «педали» (stompbox). Они оборудованы выключателем, позволяющим задействовать (или, наоборот, отключить) эффект, просто нажав ногой на него – исключительно удобно для «живого» выступления. Чуть позже начали выпускаться «рэковые» аппараты, предназначенные для установки в стандартную 19-дюймовую стойку (rack) – как правило, они обладают расширенными возможностями по сравнению с «педалями».

Еще пару десятилетий спустя появились процессоры эффектов – устройства, объединяющие в себе множество различных алгоритмов обработки звука. Эффекты в них можно комбинировать, гибко настраивать и сохранять результат в памяти, а затем переключаться между разными настройками одним нажатием кнопки или педали. Такие аппараты выпускаются как в напольном исполнении, так и в «рэковом». Кроме того, существуют и настольные процессоры для домашнего использования, а иногда они встраиваются и в комбоусилители.

Однако, несмотря на эволюцию устройств обработки, основные эффекты по большому счету остались неизменными. Конечно, появляются и новые алгоритмы – практически любая компания-производитель может похвастать парой-тройкой собственных эффектов, которые отсутствуют у аппаратов других фирм. Но их популярность по сравнению с «классическими» достаточно низкая.

В нашей статье мы расскажем именно об этих, проверенных временем и множеством музыкантов эффектах. Не будем особо концентрироваться на их воплощении в том или ином физическом устройстве, хотя не будет лишним показать различные легендарные аппараты. Постараемся заодно изложить и терминологию, сложившуюся у музыкантов – так вам проще будет ориентироваться в обзорах и обсуждениях.

Эффекты перегрузки

Перегруженное звучание – прекрасный пример эффекта, получившегося «нечаянно». Гитарные усилители 50-х годов прошлого века были маломощными, а исполнителям зарождавшегося тогда рок-н-ролла, да и многим блюзовым гитаристам, хотелось «сделать погромче». В результате время от времени усилитель начинал выдавать звуки, которые и не снились его разработчикам.

Похожий эффект получался и в случае неполадок в усилителе. Ламповая техника довольно хрупкая и не всегда хорошо переносит транспортировку, поэтому ситуации, в которых усилитель еще работает, но уже не так, как ему положено, тоже не были редкостью.

Довольно скоро музыканты заметили, что перегруженный звук не так уж и плох – скорее даже наоборот. Многим гитаристам пришлось по душе это грязное и агрессивное звучание, и они начали с ним экспериментировать. Некоторые из них сознательно портили свое оборудование, устанавливая в него дефектные лампы или проделывая дыры в диффузорах динамиков.

К концу 60-х перегруженное (overdrive) звучание уже стало привычным, приведя к созданию такого жанра музыки, как хард-рок. Усилители уже специально разрабатывались с учетом новых веяний – компании вроде Marshall и Orange сделали себе имя на этом поприще. Но и в последующие годы звучание продолжало «тяжелеть», отличаясь все более высокой степенью перегрузки: современная металл-музыка – прекрасная тому иллюстрация.

Этот эффект является, пожалуй, самым популярным – он есть практически во всех современных усилителях для электрогитары. Однако для тех, кого не устраивает звучание встроенного «перегруза», выпускается огромное количество внешних устройств. В зависимости от уровня и характера получаемых искажений их принято делить на три типа.

Овердрайв

Это эффект, имитирующий звук ранних ламповых усилителей – наименее интенсивный из всего семейства. Ламповая техника с небольшим количеством каскадов перегружается плавно – на малой громкости звучание остается чистым, и лишь при интенсивном звукоизвлечении начинает проявляться эффект мягкого ограничения сигнала.

Подобные устройства хорошо подходят для исполнения блюза и классического рока. Впрочем, есть еще одно применение – их часто включают перед гитарным усилителем с некоторым уровнем собственного овердрайва для повышения уровня искажений (такое использование носит жаргонное название «грелка»). Этот прием отлично работает с ламповыми усилителями и применяется практически во всех жанрах – от блюза до самого свирепого металла.

Дисторшн

Дальнейшее повышение уровня искажений (distortion) дается конструкторам не так легко, как хотелось бы. Недостаточно просто увеличить коэффициент усиления (gain) входного каскада, сильно перегрузить этим следующий каскад и надеяться на приличный результат – при таком подходе, как правило, звук превращается в кашу, в которой нельзя разобрать отдельные ноты. Поэтому чаще всего используется большое количество каскадов, каждый из которых лишь немного перегружает следующий. Уровень искажений при таком подходе намного меньше зависит от звукоизвлечения.

При использовании этого эффекта ощутимо сужается и динамический диапазон – уровень сигнала на выходе слабо зависит от уровня на входе. С одной стороны, это приводит к потере динамики и подчеркиванию всех посторонних звуков (вроде скрипа пальцев по обмотке струны), с другой – существенно увеличивается сустейн.

Фузз

Этот эффект (fuzz; правильнее было бы называть его «фазз», но уж так повелось) был получен в первых транзисторных усилителях. В отличие от ламповых, они резко ограничивают сигнал при сильной перегрузке, и форма исходного сигнала практически теряется – звучание приобретает специфический скрипично-синтезаторный характер с огромным сустейном. Многие схемы фуззов, кроме ограничителей, содержат умножитель частоты, обогащающий сигнал дополнительными обертонами.

Несмотря на крайне специфическое звучание, фузз использовало и использует огромное количество музыкантов – от Джими Хендрикса и Карлоса Сантаны до «альтернативщиков» The Smashing Pumpkins и Mudhoney. Нередко этот эффект применяется и с бас-гитарой.

Амплитудные эффекты

К этой группе относятся устройства, управляющие амплитудой сигнала – то есть, фактически, его громкостью.

Педаль громкости и бустер

Регулировка уровня сигнала гитары перед усилением при помощи педали открывает множество дополнительных возможностей. Во-первых, при игре на искаженном звуке таким образом можно регулировать уровень овердрайва «дистанционно», не бегая к усилителю. Во-вторых, иногда возникает необходимость на какое-то время увеличить громкость, чтобы подчеркнуть звучание инструмента – так часто поступают при переходе от ритм-партии к соло. И наконец, убрав громкость до нуля, взяв ноту на гитаре и плавно увеличив громкость, можно добиться любопытного звукового эффекта – момент атаки (собственно извлечения звука) становится неслышным, и гитара начинает звучать как смычковый инструмент.

Разумеется, почти каждая электрогитара оснащена собственным регулятором громкости, и может показаться, что дополнительные устройства здесь ни к чему. Многие гитаристы пользуются именно этим регулятором, но иногда удобнее перейти к ножному управлению и освободить руки.

Частным случаем этого эффекта является бустер – устройство, в выключенном состоянии пропускающее сигнал без изменений, а во включенном усиливающее (boost) его на заранее установленную величину.

Компрессор

Компрессия – это сжатие динамического диапазона сигнала. Тихие звуки усиливаются, а громкие – ослабляются, и разница между ними уменьшается. Этот эффект автоматически получается при овердрайве, но существуют и отдельные устройства, не вносящие в сигнал слышимых искажений. Их применяют для «стабилизации» громкости и увеличения сустейна.

Пороговый шумоподавитель

Длинные провода и дисторшн с большим усилением могут привести к тому, что шумы и наводки вырастают до неприличных значений и становятся отчетливо слышны. Для борьбы с этой напастью применяют различные шумоподавители, из которых самым распространенным является пороговый (noise gate). Такие аппараты частично или полностью отсекают сигналы, уровень которых лежит ниже определенного значения, а все остальные пропускают без изменений.

Фильтры

Сюда можно отнести устройства, корректирующие амплитудно-частотные свойства сигнала – иначе говоря, усиливающие или ослабляющие отдельные частоты.

Эквалайзер

Эквалайзер – это многополосный регулятор тембра. Его название («equalizer» дословно означает «выравниватель») отражает его изначальное предназначение – выравнивать частотную характеристику, которая по каким-то внешним причинам (акустика помещения, электрические резонансы) оказалась нелинейной. Однако эквалайзер часто используется с прямо противоположной целью – подчеркивания или подавления определенных тональных характеристик звучания.

Большинство гитарных усилителей оснащено регуляторами тембра, но их возможности довольно ограничены – настройки крайне тяжело менять во время игры, да и полос обычно всего две-три. Регулятор тембра на гитаре и вовсе может лишь управлять уровнем верхних частот. Поэтому музыканты активно применяют более сложные и продвинутые устройства.

Рэковые эквалайзеры обладают возможностью регулировки в 15-30 отдельных полосах частот, и их используют для настройки звука в конкретном концертном зале. Напольные «педали» обычно проще – 5-10 полос; применяются они чаще всего как бустеры или «грелки» – подчеркивание лишь средних частот позволяет выделить звук солирующей гитары без существенного изменения ее громкости. Да и овердрайв в таком получается более существенным, но без ухудшения разборчивости.

Wah-wah

Эффект «wah-wah» (в отечественном музыкальном жаргоне – «квакушка») был открыт еще в 20-х годах прошлого века. Правда, тогда он был чисто акустическим и использовался в духовых инструментах – оказалось, что при быстром частичном перекрытии сурдиной устья трубы или тромбона возникает специфический «плачущий» звук. Эффект достигался резонансом (подчеркиванием узкой полосы частот), который быстро сдвигался по частоте вверх и вниз.

В 60-х годах появились аналогичные устройства и для гитары – теперь уже электрические. Частота резонанса контролируется потенциометром, с осью которого связана ножная педаль.

Скоро «квакушку» уже использовали многие знаменитые музыканты – Джими Хендрикс, Фрэнк Заппа и Эрик Клэптон. И по сей день она остается в арсенале большинства рок-гитаристов.

Сегодня существуют эффекты «wah-wah» как классического типа (с ножным управлением), так и автоматические. У вторых эффект срабатывает либо с заранее заданной частотой, либо синхронизируется с пиками сигнала гитары.

Эффекты модуляции

К этой группе принадлежат эффекты, в которых сигнал модулируется по частоте и/или амплитуде другим сигналом – специально генерируемым или полученным из исходного сигнала.

Хорус

Этот эффект был создан для симуляции звучания хора или струнного оркестра. Реальные инструменты и голоса немного отклоняются от требуемой ноты и темпа исполнения, что и создает ощущение полифонии.

Для создания эффекта хоруса сигнал с гитары разделяется на два: один остается неизменным, а второй подвергается незначительным изменениям тембра, темпа и частоты (часто создается несколько разных «версий» входного сигнала). Затем все сигналы смешиваются и подаются на выход устройства.

На практике применение хоруса не приводит к появлению ощущения одновременной игры нескольких музыкантов – звучание носит отчетливо синтетический характер. Однако это не помешало данному эффекту стать одним из самых популярных у гитаристов.

Флэнжер

Еще один эффект, появившийся непреднамеренно – флэнжер. Полсотни лет назад вся студийная запись, обработка и сведение производилась на катушечных магнитофонах. При необходимости свести две дорожки в одну два магнитофона одновременно воспроизводили эти дорожки, а третий записывал результат. Если на исходных дорожках присутствовала, помимо прочего, запись одной и той же партии, то из-за нестабильной скорости воспроизведения возникал странный эффект, напоминающий звук реактивного двигателя.

Преднамеренно этот эффект начал использовать Кен Таунсенд – звукорежиссер, работавший над записью The Beatles в 1966 году. Джон Леннон, которому надоело постоянно записывать вокальные партии на несколько дорожек, попросил Таунсенда придумать какое-нибудь устройство, которое облегчило бы работу.

Первый флэнжер состоял все из тех же двух магнитофонов, одновременно воспроизводивших одну и ту же дорожку. Звукоинженер время от времени придерживал подающую катушку одного из магнитофонов за фланец (flange), получая требуемый результат.

Современные аппараты строятся уже на основе цифровых сигнальных процессоров. И хотя флэнжер так и не стал широко применяться для имитации повторной записи, его все же активно используют для создания футуристичных звуковых эффектов.

Фэйзер

История создания этого эффекта прямо противоположна предыдущей – здесь уже был применен подход «а давайте сделаем вот такую схему и посмотрим, что получится». Фэйзер состоит из нескольких фазовых (phase) фильтров с разной центральной частотой, каждый из которых оставляет неизменным уровень сигнала, но плавно меняет его фазу от 0° на низких частотах до 180° на высоких (центральной называется частота, на которой сдвиг фазы составляет 90°). При последовательном соединении таких фильтров образуется амплитудная «гребенка» – появляется несколько узких пиков и провалов на разных частотах; к тому же сигнал получает небольшую частотно-зависимую задержку, пропорциональную амплитуде на данной частоте. В гитарных фэйзерах центральные частоты фильтров еще и модулируются дополнительным встроенным генератором.

В результате звучание приобретает ярко выраженный синтетический оттенок – если хотите услышать, что фэйзер делает с человеческим голосом, прислушайтесь к речи C-3PO на оригинальной английской дорожке «Звездных войн». Музыканты тоже активно использовали этот эффект в 70-х и 80-х годах, да и сейчас его время от времени можно встретить.

Тремоло/Вибрато

Эффект тремоло появился еще в середине прошлого века, и почти сразу же его начали встраивать в гитарные усилители. Для исполнителей рокабилли или серфа 60-х он считался практически обязательным.

Нужно отметить, что «стараниями» Fender была создана огромная путаница. В усилителях этой компании эффект тремоло часто (но не всегда!) обозначался как Vibrato, зато подвижный струнодержатель на гитарах, создающий как раз эффект вибрато, именовался Tremolo bridge.

Поэтому необходимо уточнить: тремоло – это периодические изменения громкости звука, а вибрато – периодические изменения его частоты. Технически тремоло создается при помощи отдельного генератора колебаний низкой частоты, управляющего уровнем сигнала. Справедливости ради отметим, что существуют и устройства, создающие настоящий эффект вибрато, но они не получили широкого применения в связи с относительной простотой получения этого эффекта непосредственно при помощи гитары.

Частотные эффекты

Сюда относятся эффекты, меняющие частоту исходного сигнала. Кроме уже упомянутого вибрато есть еще несколько распространенных алгоритмов, границы между которыми довольно размыты.

Питч-шифтер сдвигает сигнал по частоте на некоторый фиксированный интервал. Наиболее простые из таких устройств, октаверы, сдвигают сигнал на октаву или две вверх или вниз. В болем продвинутых аппаратах можно выбрать и другие интервалы. Устройства, в которых можно воспроизводить полученные сигналы одновременно с исходным (а это большинство питч-шифтеров, поскольку уровень исходного сигнала обычно регулируется), принято называть гармонайзерами.

В некоторых современных гитарных процессорах сдвинутые по частоте сигналы можно воспроизводить не одновременно с основным, а по очереди – при взятии одной ноты на гитаре процессор «играет» гармоническую последовательность нот. Такой эффект обычно называют арпеджиатором или авто-риффом.

Временны́е эффекты

Эффекты этой группы создаются при помощи задержки сигнала во времени, его обработки и наложении на исходный сигнал.

Ревербератор

Подавляющее большинство записей, как известно, производится в студиях. А помещение, в котором находятся музыканты при записи, как правило, очень хорошо изолирует внешние шумы и подавляет отражения звука от стен. В результате звучание инструментов зачастую становится безжизненным – ему недостает реверберации, которая естественным образом получается в концертных залах.

Поэтому появились ревербераторы – устройства, имитирующие акустический отклик большого помещения. Поначалу для этого использовались настоящие помещения (эхо-камеры): в них устанавливался громкоговоритель, на который подавалась запись, а микрофоны, расставленные в разных точках, регистрировали и прямое излучение громкоговорителя, и отраженный от стен звук.

Чуть позже начал применяться электромеханический способ. Электрический сигнал преобразовывался в механические колебания, приложенные к одной точке какого-нибудь упругого тела – например, тонкой металлической пластины или пружины. Затем второй электромагнитный преобразователь снимал колебания в другой точке и превращал их обратно в электрическую форму. После наложения результата на исходный сигнал получалось неплохое подобие естественных отражений в помещении.

Пружинные ревербераторы используются и по сей день, однако их уже потеснили цифровые устройства. Вычислительная мощность современных звуковых процессоров позволяет сохранять математические модели акустического отклика множества реальных помещений, а затем рассчитывать виртуальные отражения в реальном времени.

Ревербератор – второй по популярности после овердрайва/дисторшна эффект, встраиваемый в усилители. Для игры дома в одиночку этот эффект тоже очень полезен – он делает звук существенно более насыщенным и «живым».

Дилэй

Этот эффект имитирует эхо – на исходный сигнал накладывается одна или несколько его копий, обладающие меньшей громкостью и немного задержанные (delay) во времени. Первые практические реализации алгоритма использовали все те же катушечные магнитофоны, в которых записывающая головка устанавливалась позади считывающей. Сигнал, снимаемый с ленты, ослаблялся и тут же записывался на нее.

У подобных конструкций интервал времени между основным и задержанным сигналом совпадает с временем, необходимым для того, чтобы лента прошла расстояние между двумя головками. Поэтому такие аппараты обладают очень замысловатыми лентопротяжными механизмами – лента движется с достаточно высокой скоростью, и для получения ощутимого времени задержки приходится как-то «упаковывать» внутрь прибора петлю из пары-тройки метров свободной ленты. Кроме того, для регулировки времени приходится либо перемещать одну из головок, либо менять скорость протяжки ленты.

Современные модели построены уже с применением цифровых технологий. Объем памяти отдельных устройств позволяет записывать и повторять целые музыкальные фрагменты, так что один исполнитель может создавать настоящие полифонические произведения, записывая все новые и новые фрагменты и накладывая их на предыдущие.

Цепочка эффектов

Разумеется, можно одновременно использовать несколько эффектов. Если вы пользуетесь отдельными устройствами, возникает совершенно логичный вопрос – в какой последовательности их подключать? В процессорах это, как правило, уже решено за вас производителем, но в некоторых моделях все-таки есть возможность хотя бы частично определять последовательность эффектов.

На самом деле жестких правил здесь нет – все зависит от того, какой результат вы хотите получить. Есть лишь некоторые рекомендации – например, не стоит ставить компрессор перед автоматической «квакушкой», поскольку она может просто перестать срабатывать. Не стоит также устанавливать эффекты модуляции перед хайгейновым «перегрузом» – можно получить жуткую «кашу» на выходе. Во всем остальном для вас открыт широкий простор для творчества.

Удачи вам в поисках своего звука!

Вам понравилась статья?

0