Если вам необходимо покрасить большое количество каких-либо деталей или выкрасить что-то масштабное (дом, забор) – без краскопульта не обойтись. Это приспособление отличается тем, что краска на окрашиваемую поверхность ложится тонким, идеально ровным слоем. При этом расход лакокрасочных материалов получается, как правило, меньшим, чем при традиционном окрашивании кистью.
Краскопульт сегодня является одним из основных покрасочных инструментов в автомобилестроении. Также за прошедшие сто с лишним лет с момента своего появления он прочно вошел в арсенал маляров-любителей и профессионалов, колоссально облегчив и ускорив их работу.
Все представленные на отечественном рынке краскопульты подразделяются на электрические и пневматические. К последней категории относятся как модели, требующие применения компрессора, так и ручные – сугубо механические.
Принцип работы краскопульта
В основе действия краскопульта любой конструкции лежит один и тот же принцип: создать из жидкого лакокрасочного материала аэрозоль (взвесь мельчайших капелек краски в воздухе) и нанести ее на окрашиваемую поверхность. Исходя из этого, в каждом краскопульте есть распыляющая головка с соплом (дюзой), регулировочные клапаны подачи воздуха и краски, спусковой крючок включения-выключения. Довольно часто к этому списку добавляется манометр для контроля давления.
- В пневматическом краскопульте аэрозоль создается с помощью потока сжатого воздуха, разбивающего краску на мельчайшие частицы (в результате получается так называемый окрасочный факел).
- В электрическом краскопульте краска разбивается специальной упругой мембраной (приводится в движение обычным шатунным механизмом), после чего взвесь выдувается наружу встроенным насосом.
Ручной пневматический краскопульт
Ручному пневматическому краскопульту, несмотря на его примитивность, присуща относительно неплохая производительность. Он с успехом используется малярами для окраски больших грубых поверхностей (в частности – на строительстве). При должной сноровке за час работы с помощью ручного краскопульта можно окрасить порядка 200 квадратных метров поверхности.
Такой краскопульт представляет собой резервуар с насосом и выходным шлангом, на котором крепится распылитель. В резервуар заливается краска и закачивается воздух (ручным насосом). По мере работы давление в резервуаре падает, поэтому воздух приходится регулярно подкачивать.
К достоинствам можно отнести невысокую стоимость, полную независимость от электричества, крайне низкие требования к используемому красочному составу (может наносить даже грубые известковые растворы). Чтобы сопло при этом не забилось, на шланге, по которому из емкости выходит краска, должна быть установлена простейшая сеточка-фильтр.
Недостатки – качество окраски рабочей поверхности относительно низкое, необходима ручная подкачка воздуха, расход покрасочного материала является высоким.
Особых хитростей в конструкции и эксплуатации ручного краскопульта нет, поэтому далее в статье речь по умолчанию будет идти только об электрических краскопультах и пневматических краскопультах, оборудованных компрессором.
Вам может быть интересно
Пневматические краскопульты с компрессором
В модельном ряду пневматических краскопультов с компрессором представлены наиболее мощные модели, обладающие высокой производительностью. Различают три основных типа в зависимости от рабочего давления и объема расходуемого воздуха. Обозначаются они как HP, HVLP и LVLP.
Справедливости ради заметим, что на современном рынке представлены и гибридные варианты, сочетающие в себе определенные черты своих трех предшественников, но все они являются неосновными.
HP – система высокого давления
Наиболее старая и неприхотливая система с использованием компрессора. Обозначается аббревиатурой HP (от английского High Pressure – «высокое давление»). Из-за того, что давление воздуха на входе в малярный пистолет и выходе из него остается практически неизменным, называется также «прямой» системой.
Для нормальной работы требует давления 3-4 атмосферы, но воздуха при этом расходуется относительно немного, мощный компрессор тут не нужен. Это и сегодня остается очень важным моментом.
По отзывам мастеров, к безусловным плюсам HP можно отнести то, что высокое давление воздуха превращает краску в самую высококачественную аэрозольную взвесь – факел получается однородный и широкий, краска ложится на поверхность тонким плотным слоем. Качество окрашенной поверхности получается отличным, окраска проходит быстро. Еще одним положительным моментом является невысокая (относительно других пневматических систем) стоимость краскопультов HP.
К минусам системы относится то, что при ее использовании на окрашиваемой поверхности остается только небольшая часть распыляемой краски. Вылетая из сопла под высоким давлением, ее частицы частично распыляются в воздухе (создавая своеобразный «туман», постепенно оседающий на землю), а частично – на высокой скорости отскакивают от поверхности, не задерживаясь на ней. В итоге коэффициент переноса (он показывает, какая часть распыленного лакокрасочного материала осталась на окрашиваемой поверхности) у HP составляет лишь около 35 %.
При всех преимуществах краскопульта высокого давления, потери краски у него по современным меркам очень велики.
Кроме этого, краска, вылетающая из сопла на высокой скорости, создает воздушные завихрения, активно осаждающие на окрашиваемой поверхности пыль, мелкие волокна и так далее. Если речь идет о покраске автомобиля, то после застывания краски, такую поверхность приходится дополнительно шлифовать и полировать.
Вам может быть интересно
HVLP – система низкого давления и большого объема
Система HVLP (High Volume, Low Pressure – «большой объем, низкое давление») была разработана «поневоле», под давлением ужесточившихся экологических законов. После внесения заметных изменений в конструкцию воздушной головки и воздуховодов, давление на входе в малярный пистолет было снижено до 2 атмосфер, а на выходе составило лишь 0,7 атмосферы. Благодаря этому скорость мельчайших частиц краски, вылетающих из сопла, оказалась многократно снижена: они больше не отскакивали от обрабатываемой поверхности и не превращались массово в висящий в воздухе «туман».
Экономия краски (по сравнению с HP) возросла приблизительно на 30 % (точный показатель зависит от конкретных условий работы). В условиях стабильной дороговизны автоэмалей и качественных лакокрасочных материалов этот фактор имеет большое значение. Также на малом давлении краска уже не захватывает соринки из воздуха, т.е. загрязнение поверхности мусором тут минимально.
Коэффициент переноса в HVLP увеличился практически вдвое – до 65-70 %. Но этот безусловный плюс создал и определенную проблему – при высоком показателе переноса краски на окрашиваемую поверхность, ее слой легко сделать слишком толстым. Это приводит к возникновению потеков или так называемой «шагрени» (на СТО ее еще называют «апельсиновой коркой», «лимоном»). Чтобы избежать этого, нужно жестко придерживаться инструкций, составленных производителем данной модели краскопульта.
Также работа HVLP сильно зависит от стабильности потока нагнетаемого воздуха (перепады давления сразу же сказываются на качестве покраски).
У данной системы самые высокие требования к минимальной мощности компрессора и диаметру воздушного шланга. На воздухопроводах HVLP приходится использовать дополнительные воздушные фильтры.
Нужно заметить, что дистанция качественной покраски у HVLP весьма мала – приблизительно 12-15 см. Это создает заметные проблемы с окраской поверхности в труднодоступных местах.
LVLP – система низкого давления и малого объема
Является последней разработкой в этой области. Соединяет в себе преимущества предыдущих версий, одновременно нивелируя их недостатки. Обозначается аббревиатурой LVLP (Low Volume, Low Pressure – «низкое давление, низкий объем»).
В системе LVLP давление воздуха на выходе из пистолета составляет от 0,7 до 1,2 атмосферы. Это позволяет добиться хорошего распыления краски даже при малом расходе воздуха.
Системе низкого давления и малого объема присущ самый высокий коэффициент переноса (порядка 75-85 %). Для нее характерен небольшой расход сжатого воздуха, ей свойственна высокая неприхотливость (она весьма равнодушна к перепадам давления воздуха).
Расстояние до окрашиваемой поверхности у LVLP возросло в среднем до 15-20 см. Качество нанесения краски очень высокое, без потеков.
К недостаткам краскопультов LVLP можно отнести наиболее высокую стоимость.
Вам может быть интересно
Электрические краскопульты
Средние по мощности, но довольно экономные по расходу краски аппараты. К ним не нужно докупать компрессор и шланги, они работают от бытовой электросети или аккумулятора. Электрические краскопульты нетребовательны в эксплуатации, компактны и весьма удобны в домашнем использовании. Вполне способны обеспечить высокую скорость покраски (у отдельных моделей до 260 квадратных метров в час).
Вес электрического краскопульта может доходить до 25 килограммов (у наиболее мощных моделей), но обычно он весит намного меньше.
Потребляемая мощность подобных краскопультов находится в пределах 0,06-0,9 кВт. Стоимость электрических краскопультов невысока (по сравнению с пневматическими системами с компрессором).
Аккумуляторные краскопульты полностью автономны, но время непрерывной работы у них ограничено емкостью батареи. Мощность их меньше, чем у инструмента, работающего от сети. Для масштабных работ аккумуляторный краскопульт не подходит (разве что вы будете использовать по очереди несколько сменных батарей), но позволяет работать в самых труднодоступных местах.
Качество красочного покрытия у электрических краскопультов несколько ниже, чем у большинства пневматических моделей, но его более чем достаточно для бытовых нужд. Оно все равно будет несоизмеримо выше, чем у кисти или валика.
Вам может быть интересно
Красконаливной стакан
Подача лакокрасочных материалов в покрасочный (малярный) пистолет производится двумя способами: у мощных моделей через шланг от емкости с краской, у средних и малых – из компактного бачка (красконаливного стакана), расположенного на пистолете.
При покупке краскопульта обязательно обратите внимание на расположение бачка: он может располагаться как снизу, так и сверху. На качество покраски его расположение не влияет. Но если вы планируете работать с вязкими лакокрасочными материалами – лучше отдать предпочтение верхнему положению стакана. Плотные жидкости гораздо охотнее идут вниз, а не вверх. К тому же такой краскопульт при работе можно наклонять – краска из стакана будет течь одинаково ровно.
Краскопульт с нижним расположением бачка при работе наклонять не рекомендуется (иначе вместо краски начнет всасываться воздух). Но, с другой стороны, краскопульт с нижним расположением стакана можно в процессе работы ставить на любую ровную поверхность (стол, козлы, табурет), что весьма удобно.
Красконаливные стаканы делаются из пластика или металла. Пластиковые – прозрачные. Они позволяют контролировать расход краски, но их труднее отмывать после работы. Металлические легко отмываются, но не дают возможности взглянуть на то, сколько в них осталось краски.
Сопло (дюза)
Сопло краскопульта обязательно должно быть изготовлено из металла (пусть даже это будет не латунь, а мягкий алюминий). От точности работы сопла напрямую зависит качество окраски и возможность нормальной регулировки покрасочного факела. Оптимально, если в наборе находится несколько сопел разного диаметра для разных видов работ.
Общее правило: чем меньше отверстие в дюзе, тем мельче будут микро-капельки краски. При использовании вязких материалов (жидких шпатлевок, например) его диаметр может доходить до 2 мм. Для акриловых красок лучше брать сопло с отверстием 1,4-1,5 мм, акриловых грунтов – 1,5-1,7 мм.
Вам может быть интересно
Важные нюансы
- Перед покупкой краскопульта обязательно определитесь, что именно с его помощью вы собираетесь красить (машину, стены в доме, мелкую столярку) и насколько идеальным должно быть качество покраски. Это значительно упростит выбор нужной модели.
- Если вы хотите получить максимально высокое качество окрашивания, то не ленитесь регулировать форму факела, степень открытости форсунки и подачи воздуха. Разные лакокрасочные материалы ведут себя при распылении по-разному.
- При покупке пневматического краскопульта особое внимание обратите на производительность приобретаемого компрессора (количество литров воздуха, закачиваемого в минуту). Если она будет меньшей, чем надо, то давление воздуха в системе начнет «скакать», а то и вовсе окажется недостаточным для сколько-нибудь нормальной покраски.
- Покупая компрессор, учтите, что производитель часто указывает на упаковке так называемую «входную производительность», а вам нужно знать, какая производительность «на выходе» (она всегда будет меньшей). В некоторых случаях разница показателей может быть двукратной.
- И последнее: если вы решили приобрести самый дешевый краскопульт – будьте снисходительны к результатам. Смело рассчитывайте на то, что он в громадной степени облегчит ваш труд, но помните, что идеальное качество покраски можно требовать только от максимально качественного (а соответственно – дорогого) оборудования.
Изображения взяты из источников: unsplash.com, pixabay.com